Как снимали советский фильм «Девчата»
Этой весной исполнилось 60 лет со дня премьерных показов знаменитого советского кинофильма «Девчата», который произвел настоящий фурор. Лишь за первый год эту комедию посмотрели около 35 миллионов телезрителей.
Да и сейчас эту киноленту с удовольствием смотрят как старшее поколение, так и молодые люди. Песня «Старый клён», которую написали специально для этого фильма, стала узнаваемой и любимой миллионами. В этой в статье речь пойдет об интересных ситуациях во время съемок, о ссорах, из-за которых были вырезаны некоторые сцены, о трудностях выбора актеров на главные роли и прочее.
Основой для сюжета стала одноименная повесть Бориса Бедного, выпущенная за год до кинопремьеры. Кстати, он же и стал сценаристом фильма, получившего всесоюзную любовь. Через несколько лет после премьеры повесть была переведена на пятнадцать языков. Этот успех для Бориса Васильевича обернулся творческой трагедией, так как он для читателей так и остался автором одной повести, хотя он много писал. На все его творения начали говорить: «Хорошо, но не «Девчата».
Борис Бедный (фото слева) после выхода фильма «Девчата» считался автором одной повести, впрочем, режиссер Юрий Чулюкин (фото справа) также не смог больше снять ничего триумфальней этой доброй комедии
Стоит отметить, что фильм получился комедийным, а вот сама повесть является более драматичной и глубокой. Такое отличие от оригинала Борис Бедный сделал по просьбе кинорежиссера. Так в фильме появились сюжетные расхождения с повестью, герои с более яркими эмоциями и характерами, юмористические фразы и прочее, что помогло выйти рассказанной истории за рамки бытовой драмы.
К слову, данная кинолента стала самой известной и значимой в карьере Юрия Чулюкина. Несмотря на то, что режиссер создал еще много картин, он так и не смог больше снять что-то более значимое и переплюнуть свой же успех. Но даже этого фильма хватило, чтобы войти в историю отечественного кинематографа, за что многие телезрители до сих пор ему благодарны.
Спустя некоторое время после премьеры в СССР фильм был представлен в Аргентине на Международном кинофестивале в Мар-дель-Плата. Там Надежда Румянцева получила премию «За лучшее исполнение женской роли». Иностранные газеты называли артистку «Чарли Чаплином в юбке» и «русской Джульеттой Мазиной»
Кстати, фильм «Девчата» телезрители сразу восторженно встретили, а вот руководство СССР посчитало картину слишком мелкой и бытовой для проката, даже несмотря на все попытки авторов разбавить повесть смешными сценами и эпизодами.
«Чулюкин прекрасно знал, что эту роль может сыграть великолепно только Надежда Румянцева, так как он много раз наблюдал её на экзаменах во время совместной учёбы в киноинституте», — рассказала актриса Светлана Дружинина в беседе с RT. На фото слева направо: Надежда Румянцева, Валентина Малявина и Наталья Кустинская
Тем более, что худсовет киностудии, который в те годы утверждал актеров на роли, забраковал ее кандидатуру, так как даже с косичками и нарисованными веснушками Наталья оставалась столичной красоткой. Супруг даже первое время не говорил о том, что уже решил отдать роль Румянцевой. К слову, Кустинская так и не смогла простить супругу то, что он не отстоял ее в «Девчатах». На этой почве у пары начались скандалы, и спустя несколько лет супруги развелись.
Надежду Румянцеву Чулюкин приметил еще во ВГИКе, где она зарекомендовала себя как талантливая и прекрасная комедийная актриса. Тем более что до «Девчат» он уже успел с ней поработать в картине «Неподдающиеся» и был доволен результатом. Единственно, он переживал, что Надежда будет повторяться в своей игре, так как образы в этих двух лентах схожи. Но после проб все сомнения отпали. Его даже не смущало, что Надежде было уже за тридцать, а героине — восемнадцать.
Что касается главного героя, то изначально на эту роль был утвержден Владимир Трещалов, он даже участвовал в репетициях. Но вскоре пришло распоряжение, что актера нужно заменить на Николая Рыбкина. Никого не смущало, что главный герой — молодой парень, а Николаю, как и Надежде, тогда уже было за тридцать. Кстати, Рыбников был довольно крупным для передового лесоруба, поэтому ему в кратчайшие сроки нужно было скинуть примерно двадцать килограмм.
«На главную роль утвердили великолепного, молодого, начинающего непрофессионального артиста Володю Трещалова (фото слева). Мы все к нему привыкли, мы уже репетировали и работали с ним, у нас даже были кинопробы с Владимиром Трещаловым, но случилась поправка. Эту главную роль должен был играть ни много ни мало, как наш герой Николай Рыбников (фото справа), с «Высоты» спустившийся», — отмечает Светлана Дружинина
Многие актеры, снявшиеся в этой картине, были давно знакомы: кто-то учился в одном вузе, кто-то снимался вместе в других проектах. Так что атмосфера на съемочной площадке в большей степени была благоприятная, актеры с полуслова понимали друг друга и приходили на помощь. Чего не скажешь о Рыбникове и Румянцевой. Несмотря на то что исполнители главных ролей были знакомы ранее и даже учились на одном факультете ВГИКа, им редко получалось найти общий язык.
Да и романтические сцены давались героям трудно, так как в реальности Румянцева абсолютно не привлекала Рыбникова как женщина. Из-за этого приходилось по несколько раз переснимать некоторые сцены. Особенно трудно дался эпизод, где их влюбленные герои целовались, уж очень актеры с неприязнью смотрели друг на друга. Зато все конфликтные эпизоды снимались быстро и искренне, с первого дубля.
На момент съемок в «Девчатах» Рыбников был уже известным и уважаемым актером, любимцем публики, но уверенная в себе Надежда совершенно не собиралась прогибаться под авторитет Николая Николаевича, она искренне считала, что имеет право голоса: «В конце концов, фильм-то ведь называется «Девчата»? Почему это на съемочной площадке столько внимания актеру мужского роду-племени?» — возмущалась Румянцева
Некая неприязнь была у Рыбникова и с Дружининой, так как он хотел, чтобы ее роль досталась его супруге Алле Ларионовой. Несмотря на просьбы знаменитого актера, ни худсовет, ни режиссер не захотели менять уже утвержденную актрису.
Съемки в холодных сибирских краях дались актерам нелегко, их не грела никакая обувь и одежда. Снимали очень быстро, так как ни люди, ни техника не выдерживали тридцатиградусных морозов. А эпизод, где Тося угощает обедом на улице проголодавшихся лесорубов, и вовсе стал одним из трудных: из-за сильного мороза ложки прилипали к языкам актеров. Так что в скором времени съемки перенесли в Тверскую область, где пришлось в теплое время года снимать зиму.
В Сибири из-за мороза даже ложки прилипали к языку, а в теплых краях, где также проходили съемки, декораторам приходилось укутывать бревна в снег из ваты, поливать ее нафталином и покрывать лаком, чтобы реквизит искрился и выглядел натурально
Но вот где актеры поистине отогрелись, так это в Крыму, а именно в Ялте. Съемочную группу там встретила настоящая жара. Особенно тяжело дались съемки финала фильма, где влюбленные киногерои, одетые в теплую зимнюю одежду, сидят счастливо под заснеженной елью. Актерам было настолько жарко, что гримерам постоянно приходилось вытирать пот, стекающий с лиц бедных артистов, и поправлять им грим.
Однако не обошлось и здесь без ложки дегтя. Некоторые говорили, что Светлана не та женщина, от которой главный герой мог бы уйти к Тосе. Они полагали, что яркая внешность Дружининой привлечет внимание зрителей, и они полюбят Анфиску, а не героиню Румянцевой, что шло в противовес главной задумке фильма. Задачей создателей картины было показать то, как лесоруб-передовик Ковригин откажется от легкомысленной красотки Анфисы, влюбится в добрую и положительную, но странную, не наделенную особой красотой девушку Тосю, за которую держится коллектив.
Тогда за Светлану заступились все участвующие актрисы, так как они уже сработались и даже успели подружиться, поэтому не хотели видеть никого другого на месте Анфисы. По итогу художественный руководитель Юлий Райзман подсказал режиссеру, как можно выйти из данной ситуации — вырезать все крупные планы Дружининой, чтобы зрителя меньше привлекала Анфиска.
«Юлий Яковлевич Райзман, великолепный совершенно режиссёр и художественный руководитель проекта, рекомендовал Юрию Чулюкину вырезать все ножки, ручки и крупные планы Анфиски. Поэтому я всегда плачу, когда смотрю. Но теперь уже и привыкла», — делилась в интервью Светлана Дружинина
Но еще больше не повезло Тамаре Носовой. Актриса играла роль в этом фильме, но все моменты с ее участием были тщательно вырезаны и уничтожены. Очевидцы утверждают, что играла актриса восхитительно. В одном из журналов вышла статья, где рассказывалось, что Носова была задействована в очень сильных и смешных сценах фильма. Но во время съемок киноленты между актрисой и режиссером произошел конфликт, в результате которого Чулюкин вырезал все сцены с Носовой, несмотря на то что они были одними из лучших в фильме.
Правда есть и другая версия, что Надежда Румянцева просто потребовала убрать конкурентку. Как бы то ни было на самом деле, очень жаль, что эти сцены были уничтожены. Вполне вероятно, что этот фильм имел бы еще больший успех, если это, конечно, вообще возможно. Кстати, еще долгое время Носова во многих своих интервью с горечью вспоминала об утерянной интересной роли. К сожалению, тогда обрезки пленок не сохранялись, и зрители так и не увидели сцены с Тамарой Макаровной.
Да и сейчас эту киноленту с удовольствием смотрят как старшее поколение, так и молодые люди. Песня «Старый клён», которую написали специально для этого фильма, стала узнаваемой и любимой миллионами. В этой в статье речь пойдет об интересных ситуациях во время съемок, о ссорах, из-за которых были вырезаны некоторые сцены, о трудностях выбора актеров на главные роли и прочее.
Классика советского кино
Весной 1962 года была премьера советской комедии режиссера Юрия Степановича Чулюкина «Девчата». В основе киносюжета — выпускница кулинарного училища Тося Кислицына (Надежда Румянцева) по распределению отправляется в Сибирь, где влюбляется в красавца-бригадира лесорубов Илью Ковригина (Николай Рыбников), а тот в свою очередь поспорил с приятелем, что без труда влюбит ее в себя. Конечно, многие зрители сразу поняли, что в погоне за выигрышем герой неожиданно и сам влюбится в Тосю.Основой для сюжета стала одноименная повесть Бориса Бедного, выпущенная за год до кинопремьеры. Кстати, он же и стал сценаристом фильма, получившего всесоюзную любовь. Через несколько лет после премьеры повесть была переведена на пятнадцать языков. Этот успех для Бориса Васильевича обернулся творческой трагедией, так как он для читателей так и остался автором одной повести, хотя он много писал. На все его творения начали говорить: «Хорошо, но не «Девчата».
Борис Бедный (фото слева) после выхода фильма «Девчата» считался автором одной повести, впрочем, режиссер Юрий Чулюкин (фото справа) также не смог больше снять ничего триумфальней этой доброй комедии
Стоит отметить, что фильм получился комедийным, а вот сама повесть является более драматичной и глубокой. Такое отличие от оригинала Борис Бедный сделал по просьбе кинорежиссера. Так в фильме появились сюжетные расхождения с повестью, герои с более яркими эмоциями и характерами, юмористические фразы и прочее, что помогло выйти рассказанной истории за рамки бытовой драмы.
К слову, данная кинолента стала самой известной и значимой в карьере Юрия Чулюкина. Несмотря на то, что режиссер создал еще много картин, он так и не смог больше снять что-то более значимое и переплюнуть свой же успех. Но даже этого фильма хватило, чтобы войти в историю отечественного кинематографа, за что многие телезрители до сих пор ему благодарны.
Спустя некоторое время после премьеры в СССР фильм был представлен в Аргентине на Международном кинофестивале в Мар-дель-Плата. Там Надежда Румянцева получила премию «За лучшее исполнение женской роли». Иностранные газеты называли артистку «Чарли Чаплином в юбке» и «русской Джульеттой Мазиной»
Кстати, фильм «Девчата» телезрители сразу восторженно встретили, а вот руководство СССР посчитало картину слишком мелкой и бытовой для проката, даже несмотря на все попытки авторов разбавить повесть смешными сценами и эпизодами.
Как проходил кастинг
На роль энергичной Тоси было сразу несколько претенденток, например, актрисы Валентина Малявина и Наталья Кустинская. Вторая, кстати, была супругой кинорежиссера. Ходили слухи, что Чулюкин сразу понимал, что супруга ни характером, ни внешностью не подойдет на роль наивной, но в тоже время бойкой девицы, однако боялся обидеть отказом любимую женщину.«Чулюкин прекрасно знал, что эту роль может сыграть великолепно только Надежда Румянцева, так как он много раз наблюдал её на экзаменах во время совместной учёбы в киноинституте», — рассказала актриса Светлана Дружинина в беседе с RT. На фото слева направо: Надежда Румянцева, Валентина Малявина и Наталья Кустинская
Тем более, что худсовет киностудии, который в те годы утверждал актеров на роли, забраковал ее кандидатуру, так как даже с косичками и нарисованными веснушками Наталья оставалась столичной красоткой. Супруг даже первое время не говорил о том, что уже решил отдать роль Румянцевой. К слову, Кустинская так и не смогла простить супругу то, что он не отстоял ее в «Девчатах». На этой почве у пары начались скандалы, и спустя несколько лет супруги развелись.
Надежду Румянцеву Чулюкин приметил еще во ВГИКе, где она зарекомендовала себя как талантливая и прекрасная комедийная актриса. Тем более что до «Девчат» он уже успел с ней поработать в картине «Неподдающиеся» и был доволен результатом. Единственно, он переживал, что Надежда будет повторяться в своей игре, так как образы в этих двух лентах схожи. Но после проб все сомнения отпали. Его даже не смущало, что Надежде было уже за тридцать, а героине — восемнадцать.
Что касается главного героя, то изначально на эту роль был утвержден Владимир Трещалов, он даже участвовал в репетициях. Но вскоре пришло распоряжение, что актера нужно заменить на Николая Рыбкина. Никого не смущало, что главный герой — молодой парень, а Николаю, как и Надежде, тогда уже было за тридцать. Кстати, Рыбников был довольно крупным для передового лесоруба, поэтому ему в кратчайшие сроки нужно было скинуть примерно двадцать килограмм.
«На главную роль утвердили великолепного, молодого, начинающего непрофессионального артиста Володю Трещалова (фото слева). Мы все к нему привыкли, мы уже репетировали и работали с ним, у нас даже были кинопробы с Владимиром Трещаловым, но случилась поправка. Эту главную роль должен был играть ни много ни мало, как наш герой Николай Рыбников (фото справа), с «Высоты» спустившийся», — отмечает Светлана Дружинина
Многие актеры, снявшиеся в этой картине, были давно знакомы: кто-то учился в одном вузе, кто-то снимался вместе в других проектах. Так что атмосфера на съемочной площадке в большей степени была благоприятная, актеры с полуслова понимали друг друга и приходили на помощь. Чего не скажешь о Рыбникове и Румянцевой. Несмотря на то что исполнители главных ролей были знакомы ранее и даже учились на одном факультете ВГИКа, им редко получалось найти общий язык.
Да и романтические сцены давались героям трудно, так как в реальности Румянцева абсолютно не привлекала Рыбникова как женщина. Из-за этого приходилось по несколько раз переснимать некоторые сцены. Особенно трудно дался эпизод, где их влюбленные герои целовались, уж очень актеры с неприязнью смотрели друг на друга. Зато все конфликтные эпизоды снимались быстро и искренне, с первого дубля.
На момент съемок в «Девчатах» Рыбников был уже известным и уважаемым актером, любимцем публики, но уверенная в себе Надежда совершенно не собиралась прогибаться под авторитет Николая Николаевича, она искренне считала, что имеет право голоса: «В конце концов, фильм-то ведь называется «Девчата»? Почему это на съемочной площадке столько внимания актеру мужского роду-племени?» — возмущалась Румянцева
Некая неприязнь была у Рыбникова и с Дружининой, так как он хотел, чтобы ее роль досталась его супруге Алле Ларионовой. Несмотря на просьбы знаменитого актера, ни худсовет, ни режиссер не захотели менять уже утвержденную актрису.
Экстрим-съемки советской комедии
Культовую советскую комедию создавали в рекордно короткие сроки, поэтому сибирский поселок снимали сразу в разных местах: в мосфильмовских павильонах, около киностудии, где было высажено около трехсот деревьев, и на суровом Урале — в поселке Бобровка.Съемки в холодных сибирских краях дались актерам нелегко, их не грела никакая обувь и одежда. Снимали очень быстро, так как ни люди, ни техника не выдерживали тридцатиградусных морозов. А эпизод, где Тося угощает обедом на улице проголодавшихся лесорубов, и вовсе стал одним из трудных: из-за сильного мороза ложки прилипали к языкам актеров. Так что в скором времени съемки перенесли в Тверскую область, где пришлось в теплое время года снимать зиму.
В Сибири из-за мороза даже ложки прилипали к языку, а в теплых краях, где также проходили съемки, декораторам приходилось укутывать бревна в снег из ваты, поливать ее нафталином и покрывать лаком, чтобы реквизит искрился и выглядел натурально
Но вот где актеры поистине отогрелись, так это в Крыму, а именно в Ялте. Съемочную группу там встретила настоящая жара. Особенно тяжело дались съемки финала фильма, где влюбленные киногерои, одетые в теплую зимнюю одежду, сидят счастливо под заснеженной елью. Актерам было настолько жарко, что гримерам постоянно приходилось вытирать пот, стекающий с лиц бедных артистов, и поправлять им грим.
Сцены, не вошедшие в комедию
Режиссер сразу понимал, что красотку Анфису — полную противоположность простушки Тоси — должна сыграть Светлана Дружинина. До этого актриса уже прекрасно зарекомендовала себя в картине «Дело было в Пенькове», где показала свою блестящую актерскую игру. Да и Чулюкин был знаком со Светланой еще со времен учебы во ВГИКе.Однако не обошлось и здесь без ложки дегтя. Некоторые говорили, что Светлана не та женщина, от которой главный герой мог бы уйти к Тосе. Они полагали, что яркая внешность Дружининой привлечет внимание зрителей, и они полюбят Анфиску, а не героиню Румянцевой, что шло в противовес главной задумке фильма. Задачей создателей картины было показать то, как лесоруб-передовик Ковригин откажется от легкомысленной красотки Анфисы, влюбится в добрую и положительную, но странную, не наделенную особой красотой девушку Тосю, за которую держится коллектив.
Тогда за Светлану заступились все участвующие актрисы, так как они уже сработались и даже успели подружиться, поэтому не хотели видеть никого другого на месте Анфисы. По итогу художественный руководитель Юлий Райзман подсказал режиссеру, как можно выйти из данной ситуации — вырезать все крупные планы Дружининой, чтобы зрителя меньше привлекала Анфиска.
«Юлий Яковлевич Райзман, великолепный совершенно режиссёр и художественный руководитель проекта, рекомендовал Юрию Чулюкину вырезать все ножки, ручки и крупные планы Анфиски. Поэтому я всегда плачу, когда смотрю. Но теперь уже и привыкла», — делилась в интервью Светлана Дружинина
Но еще больше не повезло Тамаре Носовой. Актриса играла роль в этом фильме, но все моменты с ее участием были тщательно вырезаны и уничтожены. Очевидцы утверждают, что играла актриса восхитительно. В одном из журналов вышла статья, где рассказывалось, что Носова была задействована в очень сильных и смешных сценах фильма. Но во время съемок киноленты между актрисой и режиссером произошел конфликт, в результате которого Чулюкин вырезал все сцены с Носовой, несмотря на то что они были одними из лучших в фильме.
Правда есть и другая версия, что Надежда Румянцева просто потребовала убрать конкурентку. Как бы то ни было на самом деле, очень жаль, что эти сцены были уничтожены. Вполне вероятно, что этот фильм имел бы еще больший успех, если это, конечно, вообще возможно. Кстати, еще долгое время Носова во многих своих интервью с горечью вспоминала об утерянной интересной роли. К сожалению, тогда обрезки пленок не сохранялись, и зрители так и не увидели сцены с Тамарой Макаровной.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.