Николаю Бурляеву исполнилось 75
3 августа исполнилось 75 лет известному актеру и режиссеру, президенту Международного кинофорума «Золотой Витязь», народному артисту России Николаю Бурляеву.
Он прославился не только в СССР, но и за рубежом еще подростком, снявшись в фильмах Андрея Кончаловского и Андрея Тарковского, и запомнился миллионам зрителей по ролям в фильмах «Иваново детство», «Андрей Рублев», «Мастер и Маргарита», «Военно-полевой роман». Но уже больше 10 лет он не снимается в кино и занимается делом, которое считает главным проектом в своей жизни. А самым большим счастьем для него стало то, что его помощником в этом стала женщина, которую он называет своей судьбой.
Дебютная киноработа Николая Бурляева в фильме *Мальчик и голубь*, 1961
Николай Бурляев вырос в семье инженеров-экономистов, но его бабушка и дедушка по отцовской линии были актерами передвижных театров. Отец жалел о том, что не пошел по их стопам, но Николай воплотил его мечты и продолжил актерскую династию. Правда, в детстве он и думать не смел о сцене, ведь сильно заикался после того, как его испугал соседский мальчишка. Его судьбу решил случай: когда ему было 13, однажды на улице к нему подошел молодой человек, представившийся студентом режиссерского факультета ВГИКа, и предложил сняться в его дипломной работе. Николай попросил показать ему документы и прочитал в студенческом билете его имя и фамилию: Андрей Михалков. Он словно не замечал того, что мальчик заикается, на съемочной площадке был очень терпеливым и внимательным и преподал ему первые уроки актерского мастерства. Михалков-Кончаловский помог Бурляеву поверить в свои способности и стал его крестным отцом в кинематографе.
Кадр из фильма *Иваново детство*, 1962
Когда Андрей Тарковский искал подростка для главной роли в своем фильме «Иваново детство», Кончаловский порекомендовал ему обратить внимание на 16-летнего Николая Бурляева. Обе работы – и дебютная короткометражка Кончаловского, и полнометражный фильм Тарковского – получили признание и в СССР, и за рубежом: «Мальчик и голубь» был удостоен «Бронзового льва св. Марка» на Международном кинофестивале в Венеции, а «Иваново детство» – «Золотого льва св. Марка» на том же фестивале. Спустя 4 года Бурляев снялся в еще одном киношедевре Тарковского – «Андрей Рублев». Позже актер называл этот период самой важной страницей в своей творческой биографии, ведь с масштабом творческого дарования Тарковского не мог сравниться больше ни один режиссерский талант. Этого режиссера Бурляев всю жизнь считал своим кумиром, наставником и вершителем судьбы.
Николай Бурляев в фильме *Андрей Рублев*, 1966
Благодаря Кончаловскому Николай познакомился не только с режиссером, который превратил его в звезду мирового масштаба, но и практически со всей творческой элитой той эпохи. Он часто бывал на даче у Михалковых на Николиной Горе, подружился с Никитой Михалковым. В общей компании однажды вместе с ними была и юная Анастасия Вертинская, которая, по словам Бурляева, потрясла его своей красотой. Но за ней уже ухаживал Никита Михалков, а переходить дорогу другу Николай не хотел, и они с актрисой остались друзьями.
Кадр из фильма *Военно-полевой роман*, 1983
После школы Бурляев поступил в Щукинское училище, его приняли сразу на второй курс, где уже учились Никита Михалков и Анастасия Вертинская. Через 8 лет после завершения учебы актер поступил на режиссерский факультет ВГИКа и снял 2 короткометражных и 2 полнометражных фильма. Самой известной его режиссерской работой стал фильм «Лермонтов», где Бурляев исполнил главную роль. А одной из самых любимых своих актерских работ он считал Нетужилина в фильме Петра Тодоровского «Военно-полевой роман».
Николай Бурляев и Наталья Варлей
Когда Бурляеву было 20 лет, он увидел фильм «Кавказская пленница» и был очарован исполнительницей главной роли. Наталья Варлей тоже впервые увидела актера на экране – в фильме «Иваново детство», и тоже была покорена его талантом и обаянием. При встрече они произвели друг на друга еще большее впечатление, и Наталья Варлей стала его женой. Правда, их брак продлился совсем недолго. Актриса считала, что причиной расставания стало увлечение Бурляева коллегой, Ириной Печерниковой, но сам он этот факт отрицал.
Николай Бурляев и Наталья Варлей
Варлей спустя годы признавалась: «Наверное, это было настоящее первое чувство. Колю в это время в Театр Ленинского комсомола приняли, и наша жизнь пошла по разным уже колеям. У него там какие-то начались влюбленности, на меня в «Щуке» обрушилась любовь мужской половины училища… Мы расстались оттого, что еще не умели выстраивать жизнь. Бабушка и мама относились к Коле хорошо, но, наверное, хотели для меня другой партии: более солидного человека, который мог вести меня по этой жизни». Они оба были слишком молоды и не приспособлены к быту, оба спустя годы признавались, что поначалу не поняли того, что у них слишком мало общих интересов.
Николай Бурляев и Наталья Бондарчук
В его второй жене, Наталье Бондарчук, его тоже покорили красота и талант. Он влюбился в нее сначала как в актрису, для которой Тарковский был таким же центром вселенной, как и для него. Впервые увидев ее на экране, Бурляев сразу почувствовал, что это – его человек. Он рассказывал: «Почему-то вдруг в сознании определил: она будет со мной. Прошел год, и судьба соединила нас в ленте Николая Мащенко. Уже дней 20 работали, и вдруг режиссер чем-то обидел Наталью Бондарчук, и она заплакала. Я подошел к нему и сказал: «Если еще раз себе такое позволишь – убью».
Николай Бурляев и Наталья Бондарчук
В фильме «Как закалялась сталь» в итоге не снялись ни Бондарчук, ни Бурляев, но оба не жалели об этом, ведь с тех пор они не расставались. После тяжелого расставания с Тарковским Наталья обрела в лице Николая поддержку и спасение от отчаяния. А Бурляев в тот период познакомился с архимандритом Алипием из Псково-Печерской лавры, который стал его первым духовником и помог найти душевное равновесие и уверенность в правильности выбранного пути. Актеры поженились и прожили вместе 17 лет, вырастив двоих детей. Но в итоге их пути все-таки разошлись.
Николай Бурляев в фильме *Мастер и Маргарита*, 1994
В 1980-е гг. Николай Бурляев был одним из самых востребованных артистов и находился на пике популярности после выхода на экраны фильмов «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Военно-полевой роман», «Детство Бемби», «Лермонтов», «Юность Бемби» и др. А в 1990-х гг. начался кризис, и актер остался без ролей. В этот период он сыграл только одну крупную роль – Иешуа Га-Ноцри в фильме Юрия Кары «Мастер и Маргарита», но зрители увидели его только спустя 17 лет. Бурляев рассказывал: «Начал анализировать: этот коллега спился, тот – пошел в дворники, другой – открыл ресторан. А я что сделаю? И буквально за 10 минут пришло, что я должен организовать фестиваль позитивного кино. Как его назвать? По-русски, чем-то непобедимым – «Золотой Витязь». Дальше девиз: «За нравственные идеалы, за возвышение души человека».
Николай Бурляев и Инга Шатова
Этот фестиваль Бурляев считает главным проектом в своей жизни, и благодаря ему актер встретил женщину, с которой наконец построил семью, о которой давно мечтал. Инге Шатовой на тот момент было всего 24 года, она окончила актерский факультет ГИТИСа, где ее называли одной из самых способных студенток. В 1990-е гг. ролей в кино ей не предлагали, и она пришла работать на фестиваль «Золотой Витязь». Бурляев был сражен ее молодостью и красотой, но связывать судьбу с актрисой больше не хотел. Но Инга ради него отказалась от актерской карьеры, вышла за него замуж, родила двоих детей и полностью посвятила себя заботам о семье.
Актер с женой и детьми
В этом браке актер обрел ту гармонию, которую искал. Она стала для него не только спутницей, но и помощницей в организации кинофорума «Золотой Витязь», над которым с тех пор они работали вместе. О ней Бурляев говорит: «В ней все сошлось: истинная мать, верная жена (доверяю ей на сто процентов), православный человек – яркий, талантливый, открытый. Наш дом – это ее царство». Сегодня главное дело их жизни – Славянский форум искусств «Золотой Витязь», который Бурляев называет «единственным соборным местом, где встречаются деятели культуры планеты, заботящиеся о сохранении духовности и света». Он говорит, что актерская профессия для него отошла на второй план, и у него начался новый этап в жизни, и самое большое счастье – разделять свои интересы и ценности с семьей.
Николай Бурляев в сериале *Адмиралъ*, 2009
Он прославился не только в СССР, но и за рубежом еще подростком, снявшись в фильмах Андрея Кончаловского и Андрея Тарковского, и запомнился миллионам зрителей по ролям в фильмах «Иваново детство», «Андрей Рублев», «Мастер и Маргарита», «Военно-полевой роман». Но уже больше 10 лет он не снимается в кино и занимается делом, которое считает главным проектом в своей жизни. А самым большим счастьем для него стало то, что его помощником в этом стала женщина, которую он называет своей судьбой.
Как подросток покорил киномир
Дебютная киноработа Николая Бурляева в фильме *Мальчик и голубь*, 1961
Николай Бурляев вырос в семье инженеров-экономистов, но его бабушка и дедушка по отцовской линии были актерами передвижных театров. Отец жалел о том, что не пошел по их стопам, но Николай воплотил его мечты и продолжил актерскую династию. Правда, в детстве он и думать не смел о сцене, ведь сильно заикался после того, как его испугал соседский мальчишка. Его судьбу решил случай: когда ему было 13, однажды на улице к нему подошел молодой человек, представившийся студентом режиссерского факультета ВГИКа, и предложил сняться в его дипломной работе. Николай попросил показать ему документы и прочитал в студенческом билете его имя и фамилию: Андрей Михалков. Он словно не замечал того, что мальчик заикается, на съемочной площадке был очень терпеливым и внимательным и преподал ему первые уроки актерского мастерства. Михалков-Кончаловский помог Бурляеву поверить в свои способности и стал его крестным отцом в кинематографе.
Кадр из фильма *Иваново детство*, 1962
Когда Андрей Тарковский искал подростка для главной роли в своем фильме «Иваново детство», Кончаловский порекомендовал ему обратить внимание на 16-летнего Николая Бурляева. Обе работы – и дебютная короткометражка Кончаловского, и полнометражный фильм Тарковского – получили признание и в СССР, и за рубежом: «Мальчик и голубь» был удостоен «Бронзового льва св. Марка» на Международном кинофестивале в Венеции, а «Иваново детство» – «Золотого льва св. Марка» на том же фестивале. Спустя 4 года Бурляев снялся в еще одном киношедевре Тарковского – «Андрей Рублев». Позже актер называл этот период самой важной страницей в своей творческой биографии, ведь с масштабом творческого дарования Тарковского не мог сравниться больше ни один режиссерский талант. Этого режиссера Бурляев всю жизнь считал своим кумиром, наставником и вершителем судьбы.
Николай Бурляев в фильме *Андрей Рублев*, 1966
Благодаря Кончаловскому Николай познакомился не только с режиссером, который превратил его в звезду мирового масштаба, но и практически со всей творческой элитой той эпохи. Он часто бывал на даче у Михалковых на Николиной Горе, подружился с Никитой Михалковым. В общей компании однажды вместе с ними была и юная Анастасия Вертинская, которая, по словам Бурляева, потрясла его своей красотой. Но за ней уже ухаживал Никита Михалков, а переходить дорогу другу Николай не хотел, и они с актрисой остались друзьями.
Кадр из фильма *Военно-полевой роман*, 1983
После школы Бурляев поступил в Щукинское училище, его приняли сразу на второй курс, где уже учились Никита Михалков и Анастасия Вертинская. Через 8 лет после завершения учебы актер поступил на режиссерский факультет ВГИКа и снял 2 короткометражных и 2 полнометражных фильма. Самой известной его режиссерской работой стал фильм «Лермонтов», где Бурляев исполнил главную роль. А одной из самых любимых своих актерских работ он считал Нетужилина в фильме Петра Тодоровского «Военно-полевой роман».
Два брака с актрисами
Николай Бурляев и Наталья Варлей
Когда Бурляеву было 20 лет, он увидел фильм «Кавказская пленница» и был очарован исполнительницей главной роли. Наталья Варлей тоже впервые увидела актера на экране – в фильме «Иваново детство», и тоже была покорена его талантом и обаянием. При встрече они произвели друг на друга еще большее впечатление, и Наталья Варлей стала его женой. Правда, их брак продлился совсем недолго. Актриса считала, что причиной расставания стало увлечение Бурляева коллегой, Ириной Печерниковой, но сам он этот факт отрицал.
Николай Бурляев и Наталья Варлей
Варлей спустя годы признавалась: «Наверное, это было настоящее первое чувство. Колю в это время в Театр Ленинского комсомола приняли, и наша жизнь пошла по разным уже колеям. У него там какие-то начались влюбленности, на меня в «Щуке» обрушилась любовь мужской половины училища… Мы расстались оттого, что еще не умели выстраивать жизнь. Бабушка и мама относились к Коле хорошо, но, наверное, хотели для меня другой партии: более солидного человека, который мог вести меня по этой жизни». Они оба были слишком молоды и не приспособлены к быту, оба спустя годы признавались, что поначалу не поняли того, что у них слишком мало общих интересов.
Николай Бурляев и Наталья Бондарчук
В его второй жене, Наталье Бондарчук, его тоже покорили красота и талант. Он влюбился в нее сначала как в актрису, для которой Тарковский был таким же центром вселенной, как и для него. Впервые увидев ее на экране, Бурляев сразу почувствовал, что это – его человек. Он рассказывал: «Почему-то вдруг в сознании определил: она будет со мной. Прошел год, и судьба соединила нас в ленте Николая Мащенко. Уже дней 20 работали, и вдруг режиссер чем-то обидел Наталью Бондарчук, и она заплакала. Я подошел к нему и сказал: «Если еще раз себе такое позволишь – убью».
Николай Бурляев и Наталья Бондарчук
В фильме «Как закалялась сталь» в итоге не снялись ни Бондарчук, ни Бурляев, но оба не жалели об этом, ведь с тех пор они не расставались. После тяжелого расставания с Тарковским Наталья обрела в лице Николая поддержку и спасение от отчаяния. А Бурляев в тот период познакомился с архимандритом Алипием из Псково-Печерской лавры, который стал его первым духовником и помог найти душевное равновесие и уверенность в правильности выбранного пути. Актеры поженились и прожили вместе 17 лет, вырастив двоих детей. Но в итоге их пути все-таки разошлись.
Главный проект в жизни и судьбоносная встреча
Николай Бурляев в фильме *Мастер и Маргарита*, 1994
В 1980-е гг. Николай Бурляев был одним из самых востребованных артистов и находился на пике популярности после выхода на экраны фильмов «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Военно-полевой роман», «Детство Бемби», «Лермонтов», «Юность Бемби» и др. А в 1990-х гг. начался кризис, и актер остался без ролей. В этот период он сыграл только одну крупную роль – Иешуа Га-Ноцри в фильме Юрия Кары «Мастер и Маргарита», но зрители увидели его только спустя 17 лет. Бурляев рассказывал: «Начал анализировать: этот коллега спился, тот – пошел в дворники, другой – открыл ресторан. А я что сделаю? И буквально за 10 минут пришло, что я должен организовать фестиваль позитивного кино. Как его назвать? По-русски, чем-то непобедимым – «Золотой Витязь». Дальше девиз: «За нравственные идеалы, за возвышение души человека».
Николай Бурляев и Инга Шатова
Этот фестиваль Бурляев считает главным проектом в своей жизни, и благодаря ему актер встретил женщину, с которой наконец построил семью, о которой давно мечтал. Инге Шатовой на тот момент было всего 24 года, она окончила актерский факультет ГИТИСа, где ее называли одной из самых способных студенток. В 1990-е гг. ролей в кино ей не предлагали, и она пришла работать на фестиваль «Золотой Витязь». Бурляев был сражен ее молодостью и красотой, но связывать судьбу с актрисой больше не хотел. Но Инга ради него отказалась от актерской карьеры, вышла за него замуж, родила двоих детей и полностью посвятила себя заботам о семье.
Актер с женой и детьми
В этом браке актер обрел ту гармонию, которую искал. Она стала для него не только спутницей, но и помощницей в организации кинофорума «Золотой Витязь», над которым с тех пор они работали вместе. О ней Бурляев говорит: «В ней все сошлось: истинная мать, верная жена (доверяю ей на сто процентов), православный человек – яркий, талантливый, открытый. Наш дом – это ее царство». Сегодня главное дело их жизни – Славянский форум искусств «Золотой Витязь», который Бурляев называет «единственным соборным местом, где встречаются деятели культуры планеты, заботящиеся о сохранении духовности и света». Он говорит, что актерская профессия для него отошла на второй план, и у него начался новый этап в жизни, и самое большое счастье – разделять свои интересы и ценности с семьей.
Николай Бурляев в сериале *Адмиралъ*, 2009
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.