Круг Юрия Любимова замкнулся на Старом Арбате
«Булат поет про Арбат, я учился и играл на Арбате», — написал в своей книге «Рассказы старого трепача» (запись от 10-го декабря 1983 года) Юрий Любимов.
В среду, 8 октября, Арбат проводил своего ученика, артиста, мастера в последний путь. Сцену театра имени Вахтангова, на которой Любимов поставил свой первый спектакль «Много ли человеку надо» по пьесе своего близкого друга – Александра Галича, выбрал для прощания с публикой сам Юрий Петрович. Об этом решении режиссера «Москвичке» лично рассказал директор Академического театра имени Вахтангова Кирилл Крок:
— Юрий Петрович Любимов после юбилейного вечера в честь своего 95-летия, который проходил в театре Вахтангова, оставшись вместе со своей женой Каталиной, Римасом Туминасом и мной, сказал: «Поскольку мой жизненный круг начался в театре имени Вахтангова, то хочу, чтобы он здесь и замкнулся. Поэтому я хочу, чтобы в этом театре произошло прощание со мной, когда я умру». И добавил: «В театре на Таганке не будет моей ноги, потому что этого театра больше нет – просто нет. Но, к счастью, есть театр Вахтангова, куда я хочу вернуться в другой жизни». Юрий Любимов как истинный гений стал режиссером своего ухода. Очень печально, что такие люди от нас уходят, а еще более печально, что мы никогда не понимаем – кто был рядом с нами, а когда начинаем осознавать, — поздно», — поделился своим мнением Кирилл Крок.
Люди приносят цветы к театру на Таганке, где долгие годы прослужил Юрий Любимов.
Впрочем, то, что нам, русским зрителям и деятелям культуры, кажется трагическим, — издалека воспринимается иначе. Легендарный советский артист Олег Видов считает, что Юрий Любимов прожил счастливую жизнь:
— Юрий Любимов всю свою долгую жизнь делал в искусстве только то, что хотел, и уже поэтому его путь – счастливый. Не будем забывать, что Юрий Петрович, будучи художником, дожил почти до 100 лет, и это рекорд! Все мы будем там, где сегодня Юрий Петрович, и дай Бог каждому прожить такую же яркую, насыщенную, значительную, честную жизнь. Конечно, жаль, что талантливые люди уходят от нас, но это неизбежность. Другое дело, что мы должны использовать все возможности, чтобы учиться у талантливых людей, и надо было большему учиться у Юрия Любимова. Юрий Петрович во всем был искренним человеком и жил по совести, согласно своим принципам и ценностям. Но не грустите, ведь Юрий Петрович оставил после себя очень много – и театр, и спектакли, и сына, и учеников. Мой друг Савелий Крамаров чувствовал себя в Америке как дома, но это был не дом… Тогда как судьба вернула Юрию Любимову его дом… Я читал книги Юрия Любимова и понимаю, как он тосковал по России, как хотел вернуться в свой театр… И он вернулся… Может, как король Лир? Но для него это теперь не имеет значения. Уверен, что у него был дом… Так, мой дом – это ВГИК, Москва… Быть может, домом Юрия Любимова было его родное Шукинское училище, и Москва вместе с Таганкой и Арбатом? – поделился своими размышлениями эмигрант Олег Видов.
Актриса, педагог Щукинского театрального института Наталья Захава-Некрасова знает Юрия Любимова с 12 лет, и он был ее первой настоящей любовью. В спектакле ее отца Бориса Захавы «Молодая гвардия» Юрий Любимов сыграл свою первую роль на сцене театра Вахтангова, и это была роль героя Олега Кошевого. Правда, в начале 50-х годов из-за того, что театр после войны был разрушен, вахтанговцы играли в помещении московского ТЮЗа:
— Я была школьницей и ходила на все спектакли с участием Юрия Любимова. Он был фантастический артист – с невероятной харизмой, морем обаяния…В него тогда были влюблены все женщины театра имени Вахтангова. Моя мама – Мария Некрасова тоже играла в театре Вахтангова, и однажды сказала Юрию Петровичу: «А вы знаете, что моя дочь безумно в вас влюблена». Любимов шутливо на это ответил: «Простите, не предусмотрел я и женился». Мою влюбленность Юрий Любимов помнил всегда и очень нежно ко мне относился. Мы часто встречались на Старом Арбате, где Юрий Петрович просто гулял. Правда, может, и не просто – ведь раньше на Арбате было Министерство культуры, и может его туда вызывали, не знаю? Но о своих тревогах, проблемах никогда мне не рассказывал… Любимов вернулся на Арбат, в театр, который обожал его как актера, и который открыл ему путь режиссера – имени Вахтангова. Возможно, у него не было другого выбора, поскольку в театре на Таганке возник конфликт с труппой. Но ведь неспроста первый спектакль – дипломный — Любимов поставил в театре Вахтангова, и последний драматический спектакль – «Бесы» — в этом театре? На мой взгляд, это символично. В театре Вахтангова соединились два его огромных таланта – актерский и режиссерский, а если бы церемония прощания проходила в театре на Таганке, это было бы только прощание с режиссером, а не с актером. Поверьте, Любимов был выдающимся русским артистом, и только вахтанговская сцена могла напомнить всем нам об этом факте личности Любимова, — рассказала подруга юношеских лет Любимова.
Прощание с Юрием Любимовым в театре имени Вахтангова.
О влиянии супруги Каталин Любимовой на Мастера существуют различные мнения – как хорошие, так и плохие. Сам Юрий Любимов в своих книгах, дневниках, в частности, книге «Рассказы старого трепача» говорил о «неистовом венгерском темпераменте Каталин». Друг семьи, писатель Евгений Попов убежден в том, что благодаря Каталин Юрий Петрович прожил так долго – 97 лет:
— В последние три года я не часто общался с Юрием Петровичем, ибо Каталин многих не подпускала к нему, боясь, что кто-то невольно расстроит, навредит. Я ее понимаю. Считаю, что благодаря Каталин Юрий Петрович дожил до 97 лет. Что касается прощания с Любимовым, которое устроила Каталин, то, возможно, Юрию Любимову понравилось бы это тихое прощание в театре Вахтангова. В своей жизни он устроил столько спектаклей, представлений, что вряд ли бы он хотел, чтобы из его смерти делали театр. Мы помним, какие грандиозные всенародные похороны организовал именно Юрий Петрович Владимиру Высоцкому, когда собрались миллионы людей. Может быть, так и надо прощаться с Мастером – интимно, скромно, без шума, лишних слов и жестов? Любимов же не был поп-звездой, а великим человеком, гением. К тому же в смерти Любимова нет сенсационности – человек умер своей смертью, прожив большую жизнь. Есть огромное горе утраты. Все мы чувствуем пустоту, потому что ушел гений, равного которому сегодня в русском театре больше нет, — сказал писатель и друг Евгений Попов.
В солнечный день ухода Любимова на Арбате было так много голубей, как никогда раньше. Хотя мастер недолюбливал голубей, о чем написал в своей книге «Рассказы старого трепача»: «Это все Пикассо нарисовал своего голубя мира, и все умиляются, а вообще-то весьма скверная птица. Вы когда-нибудь видели, как они заклевывают слабейшего или приболевшего? Нет? Поглядите». Но голуби – символы православного мира и наши лучшие почтальоны.
Весь мир знает Юрия Любимова и скорбит. На церемонии прощания с мастером были представители зарубежных газет и телевидения… Конечно, они искали среди пришедших на прощание влиятельных людей, руководителей других театров, и радовались, когда узнавали Александра Ширвиндта, Олега Табакова, но самыми близкими друзьями Любимова были писатели, художники, врачи, ученые… и доктор Леонид Рошаль.
Юрий Любимов не дожил несколько дней до 200-летия одного из своих любимых поэтов и писателей Михаила Лермонтова (15 октября), две недели до дня рождения своего друга Александра Галича (19 октября) и три недели до 100-летнего юбилея Щукинского театрального училища, который будет отмечаться на сцене театра Вахтангова.
Прощание с Юрием Любимовым в театре имени Вахтангова.
В среду, 8 октября, Арбат проводил своего ученика, артиста, мастера в последний путь. Сцену театра имени Вахтангова, на которой Любимов поставил свой первый спектакль «Много ли человеку надо» по пьесе своего близкого друга – Александра Галича, выбрал для прощания с публикой сам Юрий Петрович. Об этом решении режиссера «Москвичке» лично рассказал директор Академического театра имени Вахтангова Кирилл Крок:
— Юрий Петрович Любимов после юбилейного вечера в честь своего 95-летия, который проходил в театре Вахтангова, оставшись вместе со своей женой Каталиной, Римасом Туминасом и мной, сказал: «Поскольку мой жизненный круг начался в театре имени Вахтангова, то хочу, чтобы он здесь и замкнулся. Поэтому я хочу, чтобы в этом театре произошло прощание со мной, когда я умру». И добавил: «В театре на Таганке не будет моей ноги, потому что этого театра больше нет – просто нет. Но, к счастью, есть театр Вахтангова, куда я хочу вернуться в другой жизни». Юрий Любимов как истинный гений стал режиссером своего ухода. Очень печально, что такие люди от нас уходят, а еще более печально, что мы никогда не понимаем – кто был рядом с нами, а когда начинаем осознавать, — поздно», — поделился своим мнением Кирилл Крок.
Впрочем, то, что нам, русским зрителям и деятелям культуры, кажется трагическим, — издалека воспринимается иначе. Легендарный советский артист Олег Видов считает, что Юрий Любимов прожил счастливую жизнь:
— Юрий Любимов всю свою долгую жизнь делал в искусстве только то, что хотел, и уже поэтому его путь – счастливый. Не будем забывать, что Юрий Петрович, будучи художником, дожил почти до 100 лет, и это рекорд! Все мы будем там, где сегодня Юрий Петрович, и дай Бог каждому прожить такую же яркую, насыщенную, значительную, честную жизнь. Конечно, жаль, что талантливые люди уходят от нас, но это неизбежность. Другое дело, что мы должны использовать все возможности, чтобы учиться у талантливых людей, и надо было большему учиться у Юрия Любимова. Юрий Петрович во всем был искренним человеком и жил по совести, согласно своим принципам и ценностям. Но не грустите, ведь Юрий Петрович оставил после себя очень много – и театр, и спектакли, и сына, и учеников. Мой друг Савелий Крамаров чувствовал себя в Америке как дома, но это был не дом… Тогда как судьба вернула Юрию Любимову его дом… Я читал книги Юрия Любимова и понимаю, как он тосковал по России, как хотел вернуться в свой театр… И он вернулся… Может, как король Лир? Но для него это теперь не имеет значения. Уверен, что у него был дом… Так, мой дом – это ВГИК, Москва… Быть может, домом Юрия Любимова было его родное Шукинское училище, и Москва вместе с Таганкой и Арбатом? – поделился своими размышлениями эмигрант Олег Видов.
Актриса, педагог Щукинского театрального института Наталья Захава-Некрасова знает Юрия Любимова с 12 лет, и он был ее первой настоящей любовью. В спектакле ее отца Бориса Захавы «Молодая гвардия» Юрий Любимов сыграл свою первую роль на сцене театра Вахтангова, и это была роль героя Олега Кошевого. Правда, в начале 50-х годов из-за того, что театр после войны был разрушен, вахтанговцы играли в помещении московского ТЮЗа:
— Я была школьницей и ходила на все спектакли с участием Юрия Любимова. Он был фантастический артист – с невероятной харизмой, морем обаяния…В него тогда были влюблены все женщины театра имени Вахтангова. Моя мама – Мария Некрасова тоже играла в театре Вахтангова, и однажды сказала Юрию Петровичу: «А вы знаете, что моя дочь безумно в вас влюблена». Любимов шутливо на это ответил: «Простите, не предусмотрел я и женился». Мою влюбленность Юрий Любимов помнил всегда и очень нежно ко мне относился. Мы часто встречались на Старом Арбате, где Юрий Петрович просто гулял. Правда, может, и не просто – ведь раньше на Арбате было Министерство культуры, и может его туда вызывали, не знаю? Но о своих тревогах, проблемах никогда мне не рассказывал… Любимов вернулся на Арбат, в театр, который обожал его как актера, и который открыл ему путь режиссера – имени Вахтангова. Возможно, у него не было другого выбора, поскольку в театре на Таганке возник конфликт с труппой. Но ведь неспроста первый спектакль – дипломный — Любимов поставил в театре Вахтангова, и последний драматический спектакль – «Бесы» — в этом театре? На мой взгляд, это символично. В театре Вахтангова соединились два его огромных таланта – актерский и режиссерский, а если бы церемония прощания проходила в театре на Таганке, это было бы только прощание с режиссером, а не с актером. Поверьте, Любимов был выдающимся русским артистом, и только вахтанговская сцена могла напомнить всем нам об этом факте личности Любимова, — рассказала подруга юношеских лет Любимова.
О влиянии супруги Каталин Любимовой на Мастера существуют различные мнения – как хорошие, так и плохие. Сам Юрий Любимов в своих книгах, дневниках, в частности, книге «Рассказы старого трепача» говорил о «неистовом венгерском темпераменте Каталин». Друг семьи, писатель Евгений Попов убежден в том, что благодаря Каталин Юрий Петрович прожил так долго – 97 лет:
— В последние три года я не часто общался с Юрием Петровичем, ибо Каталин многих не подпускала к нему, боясь, что кто-то невольно расстроит, навредит. Я ее понимаю. Считаю, что благодаря Каталин Юрий Петрович дожил до 97 лет. Что касается прощания с Любимовым, которое устроила Каталин, то, возможно, Юрию Любимову понравилось бы это тихое прощание в театре Вахтангова. В своей жизни он устроил столько спектаклей, представлений, что вряд ли бы он хотел, чтобы из его смерти делали театр. Мы помним, какие грандиозные всенародные похороны организовал именно Юрий Петрович Владимиру Высоцкому, когда собрались миллионы людей. Может быть, так и надо прощаться с Мастером – интимно, скромно, без шума, лишних слов и жестов? Любимов же не был поп-звездой, а великим человеком, гением. К тому же в смерти Любимова нет сенсационности – человек умер своей смертью, прожив большую жизнь. Есть огромное горе утраты. Все мы чувствуем пустоту, потому что ушел гений, равного которому сегодня в русском театре больше нет, — сказал писатель и друг Евгений Попов.
В солнечный день ухода Любимова на Арбате было так много голубей, как никогда раньше. Хотя мастер недолюбливал голубей, о чем написал в своей книге «Рассказы старого трепача»: «Это все Пикассо нарисовал своего голубя мира, и все умиляются, а вообще-то весьма скверная птица. Вы когда-нибудь видели, как они заклевывают слабейшего или приболевшего? Нет? Поглядите». Но голуби – символы православного мира и наши лучшие почтальоны.
Весь мир знает Юрия Любимова и скорбит. На церемонии прощания с мастером были представители зарубежных газет и телевидения… Конечно, они искали среди пришедших на прощание влиятельных людей, руководителей других театров, и радовались, когда узнавали Александра Ширвиндта, Олега Табакова, но самыми близкими друзьями Любимова были писатели, художники, врачи, ученые… и доктор Леонид Рошаль.
Юрий Любимов не дожил несколько дней до 200-летия одного из своих любимых поэтов и писателей Михаила Лермонтова (15 октября), две недели до дня рождения своего друга Александра Галича (19 октября) и три недели до 100-летнего юбилея Щукинского театрального училища, который будет отмечаться на сцене театра Вахтангова.
Прощание с Юрием Любимовым в театре имени Вахтангова.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
0
Царствие небесное Любимому Юрию Петровичу.Человек жив пока жива память о нем-это известно. Юрий Петрович своим творчеством внес неизгладимый след в историю театрального искусства не только нашей страны.
- ↓
0
У него была стена в кабинете на которой было множество автографов великих или выдающихся людей. За Высоцкого отдельное спасибо. Земля ему пухом и царствие небесное.
- ↓
0
Великий человечище.!!! Юрию Любимову еще при жизни надо было памятник ставить уже за то, что он Владимира Семеновича хранил от всех невзгод и напастей… Земля пухом Юрию Петровичу…
- ↓