Обратная сторона славы Аллы Ларионовой
19 февраля исполняется 90 лет со дня рождения известной актрисы, народной артистки РСФСР Аллы Ларионовой. В 1950-х гг. ее называли самой красивой советской актрисой не только в СССР, но и за рубежом. Жерар Филип смотрел на нее с обожанием, а Чарли Чаплин приглашал на съемки.
Однако ее красота сыграла с ней злую шутку: всю жизнь ее окружали не только поклонники, но и завистники и сплетники, из-за чего не раз оказывались под угрозой и ее карьера, и брак со знаменитым актером Николаем Рыбниковым. О ее романах ходило множество легенд, и отделить правду от вымысла было крайне сложно.
Актриса в молодости
Она с самого детства казалась окружающим настоящим баловнем судьбы. Ее родители не имели отношения к театру и кино, но Аллу как будто вела за руку сама Фортуна. Она могла бы начать сниматься еще в детстве, но когда ассистент режиссера, случайно ее увидев, предложил привести красивую девочку на пробы, родители отказались. В следующий раз к ней снова подошли на улице. Она тогда училась в 8-м классе и, не дожидаясь разрешения мамы, тут же заявила, что очень хочет сниматься в кино. Так фотографии Аллы Ларионовой появились в картотеке «Мосфильма», и ее начали приглашать в массовку.
Актриса в молодости
После школы она твердо решила поступить в театральный вуз. Но на вступительных экзаменах в ГИТИСе случился казус. Во главе комиссии был известный режиссер Андрей Гончаров, и абитуриентка потеряла дар речи. Алла Ларионова позже рассказывала: «А он такой красивый был! Я от волнения забыла текст, который должна была читать. И он так не без ехидства меня спрашивает: «Девочка, сколько тебе лет?». – «17», – говорю. А он: «Так в 17 лет надо память получше иметь...». Тогда Алла отправилась на вступительные экзамены во ВГИК. Она не смогла впечатлить Сергея Герасимова, назвавшего ее некрасивой и нефотогеничной, и только благодаря вмешательству его жены Тамары Макаровой девушка все же поступила.
Актриса Алла Ларионова
Алла первой обратила внимание на своего однокурсника Колю Рыбникова, но тогда он ее не замечал – он был влюблен в другую девушку. Но очень скоро они поменялись ролями: Алла остыла, а Николай потерял от нее голову и начал ее добиваться. А девушка к тому моменту завела роман с его другом Вадимом Захарченко, вместе с которым они жили в одной комнате в общежитии. И он якобы решил расстаться с ней после того, как Рыбников едва не покончил с собой из-за несчастной любви. Впрочем, об этом Захарченко рассказал, когда ни Рыбникова, ни Ларионовой уже не было в живых, и они не могли подтвердить или опровергнуть его слова. Как бы то ни было, актриса не отвечала на знаки внимания Рыбникова на протяжении 6 лет, а он продолжал засыпать ее комплиментами, письмами и телеграммами с признаниями в любви.
Алла Ларионова в фильме *Садко*, 1952
И при жизни актрисы, и особенно после ее ухода таких историй о ней рассказывали немало – у красавицы всегда были поклонники, выдающие желаемое за действительное, а также завистники, которые тут же распускали сплетни, часто не имеющие под собой оснований или сильно преувеличивавшие масштаб событий. А поводов для зависти было предостаточно. Первая же главная роль в фильме «Садко», которая досталась Ларионовой еще во время учебы, принесла ей признание не только в СССР, но и за рубежом. Фильм отправили на кинофестиваль в Венецию, и Алла отправилась туда в составе советской делегации. Фильм получил «Серебряного льва», а советская красавица произвела в Венеции фурор. В газетах писали: «Русские привезли настоящее чудо красоты!»; «Алла неотразима – самая молодая, самая веселая, самая красивая. Ее появление на фестивале – уже успех! Солнце Венеции – в волосах у Аллы». Сам Чарли Чаплин пригласил ее на съемки, но ему ответили, что в СССР график актрисы расписан на несколько лет вперед, хотя это было не так.
Алла Ларионова в фильме *Садко*, 1952
Кадр из фильма *Анна на шее*, 1954
Свой триумф актриса закрепила главной ролью в фильме «Анна на шее». Ее партнером по съемкам стал сам Александр Вертинский, который поначалу скептически отнесся к кандидатуре Ларионовой. Но когда он увидел, как она работает на съемочной площадке – в минусовую температуру, ночами напролет, без единой жалобы – был покорен ее профессионализмом и осыпал комплиментами. Злые языки тут же приписали им роман, хотя в восхищении Вертинского, известного своей галантностью и обходительностью, не было никакого подтекста. На съемках Ларионова подружилась и с известным актером Михаилом Жаровым, и из их дружбы тут же раздули историю с жаркими страстями. Актриса не опровергала сплетен – говорила, что в отношении таких величин ей это даже лестно.
Алла Ларионова в фильме *Анна на шее*, 1954
Кадр из фильма *Анна на шее*, 1954
Еще больше поводов для сплетен появилось, когда в следующем году на съемочную площадку «Двенадцатой ночи» пришел сам министр культуры СССР Георгий Александров – и застыл как вкопанный, увидев Ларионову. В перерыве ее представили министру, а вечером он пригласил ее на ужин, на котором присутствовали и другие артисты. На этом история и закончилась, но тут разразился настоящий скандал. В этот период Александров попал в немилость к руководству страны, и в газете «Правда» напечатали разгромную статью, где его обвиняли во всех смертных грехах. Якобы у министра был целый гарем из артисток, и Алла была одной из них. Ее недоброжелатели с упоением пересказывали слухи о том, как Александров купал ее в ванне с шампанским, не смущаясь нелепостью этих домыслов.
Алла Ларионова в фильме *Двенадцатая ночь*, 1955
Алла Ларионова в фильме *Двенадцатая ночь*, 1955
В этой клевете разбираться не стали, министра сняли с должности, а на все киностудии разослали уведомление, согласно которому Ларионову снимать запрещалось. Она тут же потеряла несколько крупных ролей. В отчаянии актриса решилась написать письмо новому министру культуры с просьбой разобраться в ситуации. Уже через неделю ей разрешили отправиться в составе делегации советских кинематографистов во Францию, и опала была снята.
Кадр из фильма *Отцы и дети*, 1958
За границей актриса вновь оказалась в центре внимания. Сам Жерар Филип, знаменитый Фанфан-Тюльпан, на глазах у всех ухаживал за Ларионовой. И хотя это звучало уж совсем сказочно, ей, конечно, приписали роман и с ним. Актриса вздыхала: «Ох уж эти слухи! Да, мы симпатизировали друг другу… Однажды я назвала его «Жерарчик», а он в ответ: «Алчик». На прощальном приеме он написал на ресторанном меню такие строки: «Со мной сидит блондинка в платье голубом, и я в нее влюблен».
Актриса в начале 1970-х гг.
А в реальности актриса не заводила романов ни с высшими чинами, ни с зарубежными звездами. Еще во время съемок в фильме «Садко» она потеряла голову от своего коллеги, актера Ивана Переверзева. Когда она ждала от него предложения руки и сердца, узнала, что беременна. Но тут он неожиданно пропал, а потом выяснилось, что он женился на другой женщине, которая тоже ждала от него ребенка. Как только об этой ужасной ситуации узнал Николай Рыбников, который все эти годы продолжал боготворить Аллу Ларионову, он тут же сорвался со съемок и примчался к ней. Он уговорил ее выйти за него замуж и пообещал, что воспитает ее ребенка, как своего собственного. И свое обещание он сдержал.
Николай Рыбников и Алла Ларионова
Николай Рыбников и Алла Ларионова с дочерью
Вместе они прожили 33 года, до последних дней Николая Рыбникова. Чего только ни говорили об их браке – что он любит, а она позволяет себя любить, что актер ревнует свою супругу небезосновательно, что Алла до старости оставалась кокеткой и не ценила мужа по достоинству. Тем не менее факты говорят сами за себя: этот брак стал единственным для них обоих, они вырастили двух дочерей и были очень счастливы вместе. Однажды Алла сказала: «Я счастливая женщина. Я снималась в кино, и меня любил Коля Рыбников». Именно этими критериями измерялось для нее счастье.
Кадр из фильма *Оружие Зевса*, 1991
Вдвоем они пережили и самые сложные времена, когда в эпоху Перестройки оба оказались невостребованными в профессии. Алла Ларионова практически перестала сниматься еще в конце 1970-х гг., и спустя десятилетие зрители о ней почти забыли. В 1990 г., не дожив полтора месяца до своего 60-летия, ушел из жизни Николай Рыбников. Алла пережила его на 10 лет, и эти годы стали для нее самыми тяжелыми. Средств к существованию почти не осталось, когда в 1992 г. ей предложили спасительную роль в театре, а затем и несколько ролей в кино. Но от былой красоты и славы уже не оставалось и следа.
Кадр из фильма *Оружие Зевса*, 1991
Своей подруге она однажды призналась: «Разлюбила я что-то шумные компании. Помнишь, как Коля говорил: «Лапуля, я – спать!» Жалко, что я раньше не понимала, что посидеть с ним дома – это самое лучшее. Вот теперь приходится сидеть без Коли. Всю жизнь с ним прожила, а побыть наедине как следует и не успела». 25 апреля 2000 г. ее не стало.
Актриса Алла Ларионова
Однако ее красота сыграла с ней злую шутку: всю жизнь ее окружали не только поклонники, но и завистники и сплетники, из-за чего не раз оказывались под угрозой и ее карьера, и брак со знаменитым актером Николаем Рыбниковым. О ее романах ходило множество легенд, и отделить правду от вымысла было крайне сложно.
Актриса в молодости
Она с самого детства казалась окружающим настоящим баловнем судьбы. Ее родители не имели отношения к театру и кино, но Аллу как будто вела за руку сама Фортуна. Она могла бы начать сниматься еще в детстве, но когда ассистент режиссера, случайно ее увидев, предложил привести красивую девочку на пробы, родители отказались. В следующий раз к ней снова подошли на улице. Она тогда училась в 8-м классе и, не дожидаясь разрешения мамы, тут же заявила, что очень хочет сниматься в кино. Так фотографии Аллы Ларионовой появились в картотеке «Мосфильма», и ее начали приглашать в массовку.
Актриса в молодости
После школы она твердо решила поступить в театральный вуз. Но на вступительных экзаменах в ГИТИСе случился казус. Во главе комиссии был известный режиссер Андрей Гончаров, и абитуриентка потеряла дар речи. Алла Ларионова позже рассказывала: «А он такой красивый был! Я от волнения забыла текст, который должна была читать. И он так не без ехидства меня спрашивает: «Девочка, сколько тебе лет?». – «17», – говорю. А он: «Так в 17 лет надо память получше иметь...». Тогда Алла отправилась на вступительные экзамены во ВГИК. Она не смогла впечатлить Сергея Герасимова, назвавшего ее некрасивой и нефотогеничной, и только благодаря вмешательству его жены Тамары Макаровой девушка все же поступила.
Актриса Алла Ларионова
Алла первой обратила внимание на своего однокурсника Колю Рыбникова, но тогда он ее не замечал – он был влюблен в другую девушку. Но очень скоро они поменялись ролями: Алла остыла, а Николай потерял от нее голову и начал ее добиваться. А девушка к тому моменту завела роман с его другом Вадимом Захарченко, вместе с которым они жили в одной комнате в общежитии. И он якобы решил расстаться с ней после того, как Рыбников едва не покончил с собой из-за несчастной любви. Впрочем, об этом Захарченко рассказал, когда ни Рыбникова, ни Ларионовой уже не было в живых, и они не могли подтвердить или опровергнуть его слова. Как бы то ни было, актриса не отвечала на знаки внимания Рыбникова на протяжении 6 лет, а он продолжал засыпать ее комплиментами, письмами и телеграммами с признаниями в любви.
Алла Ларионова в фильме *Садко*, 1952
И при жизни актрисы, и особенно после ее ухода таких историй о ней рассказывали немало – у красавицы всегда были поклонники, выдающие желаемое за действительное, а также завистники, которые тут же распускали сплетни, часто не имеющие под собой оснований или сильно преувеличивавшие масштаб событий. А поводов для зависти было предостаточно. Первая же главная роль в фильме «Садко», которая досталась Ларионовой еще во время учебы, принесла ей признание не только в СССР, но и за рубежом. Фильм отправили на кинофестиваль в Венецию, и Алла отправилась туда в составе советской делегации. Фильм получил «Серебряного льва», а советская красавица произвела в Венеции фурор. В газетах писали: «Русские привезли настоящее чудо красоты!»; «Алла неотразима – самая молодая, самая веселая, самая красивая. Ее появление на фестивале – уже успех! Солнце Венеции – в волосах у Аллы». Сам Чарли Чаплин пригласил ее на съемки, но ему ответили, что в СССР график актрисы расписан на несколько лет вперед, хотя это было не так.
Алла Ларионова в фильме *Садко*, 1952
Кадр из фильма *Анна на шее*, 1954
Свой триумф актриса закрепила главной ролью в фильме «Анна на шее». Ее партнером по съемкам стал сам Александр Вертинский, который поначалу скептически отнесся к кандидатуре Ларионовой. Но когда он увидел, как она работает на съемочной площадке – в минусовую температуру, ночами напролет, без единой жалобы – был покорен ее профессионализмом и осыпал комплиментами. Злые языки тут же приписали им роман, хотя в восхищении Вертинского, известного своей галантностью и обходительностью, не было никакого подтекста. На съемках Ларионова подружилась и с известным актером Михаилом Жаровым, и из их дружбы тут же раздули историю с жаркими страстями. Актриса не опровергала сплетен – говорила, что в отношении таких величин ей это даже лестно.
Алла Ларионова в фильме *Анна на шее*, 1954
Кадр из фильма *Анна на шее*, 1954
Еще больше поводов для сплетен появилось, когда в следующем году на съемочную площадку «Двенадцатой ночи» пришел сам министр культуры СССР Георгий Александров – и застыл как вкопанный, увидев Ларионову. В перерыве ее представили министру, а вечером он пригласил ее на ужин, на котором присутствовали и другие артисты. На этом история и закончилась, но тут разразился настоящий скандал. В этот период Александров попал в немилость к руководству страны, и в газете «Правда» напечатали разгромную статью, где его обвиняли во всех смертных грехах. Якобы у министра был целый гарем из артисток, и Алла была одной из них. Ее недоброжелатели с упоением пересказывали слухи о том, как Александров купал ее в ванне с шампанским, не смущаясь нелепостью этих домыслов.
Алла Ларионова в фильме *Двенадцатая ночь*, 1955
Алла Ларионова в фильме *Двенадцатая ночь*, 1955
В этой клевете разбираться не стали, министра сняли с должности, а на все киностудии разослали уведомление, согласно которому Ларионову снимать запрещалось. Она тут же потеряла несколько крупных ролей. В отчаянии актриса решилась написать письмо новому министру культуры с просьбой разобраться в ситуации. Уже через неделю ей разрешили отправиться в составе делегации советских кинематографистов во Францию, и опала была снята.
Кадр из фильма *Отцы и дети*, 1958
За границей актриса вновь оказалась в центре внимания. Сам Жерар Филип, знаменитый Фанфан-Тюльпан, на глазах у всех ухаживал за Ларионовой. И хотя это звучало уж совсем сказочно, ей, конечно, приписали роман и с ним. Актриса вздыхала: «Ох уж эти слухи! Да, мы симпатизировали друг другу… Однажды я назвала его «Жерарчик», а он в ответ: «Алчик». На прощальном приеме он написал на ресторанном меню такие строки: «Со мной сидит блондинка в платье голубом, и я в нее влюблен».
Актриса в начале 1970-х гг.
А в реальности актриса не заводила романов ни с высшими чинами, ни с зарубежными звездами. Еще во время съемок в фильме «Садко» она потеряла голову от своего коллеги, актера Ивана Переверзева. Когда она ждала от него предложения руки и сердца, узнала, что беременна. Но тут он неожиданно пропал, а потом выяснилось, что он женился на другой женщине, которая тоже ждала от него ребенка. Как только об этой ужасной ситуации узнал Николай Рыбников, который все эти годы продолжал боготворить Аллу Ларионову, он тут же сорвался со съемок и примчался к ней. Он уговорил ее выйти за него замуж и пообещал, что воспитает ее ребенка, как своего собственного. И свое обещание он сдержал.
Николай Рыбников и Алла Ларионова
Николай Рыбников и Алла Ларионова с дочерью
Вместе они прожили 33 года, до последних дней Николая Рыбникова. Чего только ни говорили об их браке – что он любит, а она позволяет себя любить, что актер ревнует свою супругу небезосновательно, что Алла до старости оставалась кокеткой и не ценила мужа по достоинству. Тем не менее факты говорят сами за себя: этот брак стал единственным для них обоих, они вырастили двух дочерей и были очень счастливы вместе. Однажды Алла сказала: «Я счастливая женщина. Я снималась в кино, и меня любил Коля Рыбников». Именно этими критериями измерялось для нее счастье.
Кадр из фильма *Оружие Зевса*, 1991
Вдвоем они пережили и самые сложные времена, когда в эпоху Перестройки оба оказались невостребованными в профессии. Алла Ларионова практически перестала сниматься еще в конце 1970-х гг., и спустя десятилетие зрители о ней почти забыли. В 1990 г., не дожив полтора месяца до своего 60-летия, ушел из жизни Николай Рыбников. Алла пережила его на 10 лет, и эти годы стали для нее самыми тяжелыми. Средств к существованию почти не осталось, когда в 1992 г. ей предложили спасительную роль в театре, а затем и несколько ролей в кино. Но от былой красоты и славы уже не оставалось и следа.
Кадр из фильма *Оружие Зевса*, 1991
Своей подруге она однажды призналась: «Разлюбила я что-то шумные компании. Помнишь, как Коля говорил: «Лапуля, я – спать!» Жалко, что я раньше не понимала, что посидеть с ним дома – это самое лучшее. Вот теперь приходится сидеть без Коли. Всю жизнь с ним прожила, а побыть наедине как следует и не успела». 25 апреля 2000 г. ее не стало.
Актриса Алла Ларионова
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.