Папанов Анатолий Дмитриевич
Чтобы помнили! Анато́лий Дми́триевич Папа́нов (31 октября 1922, Вязьма — 5 августа 1987, Москва) — известный советский актёр театра и кино, педагог.
Народный артист СССР (1973). Лауреат Государственной премии СССР (1989 — посмертно). Участник Великой Отечественной войны.
Анатолий Папанов родился 31 октября 1922 года в городке Вязьма.
Его мама Елена Болеславовна Росковская была полькой, и ее семья жила на границе Белоруссии и Польши. В 1918 году после Брестского мира эти земли были разделены, и Елена Болеславовна осталась одна. Ее родственники оказались в Польше, а она — в Белоруссии. Отец Анатолия Дмитрий Филиппович был старше Елены Болеславовны на десять лет, и она всегда называла его на «вы». В конце 1920-х годов родители Папанова переехали в Москву. Столичная жизнь Анатолия была проста и непритязательна. Как и отец, он сразу после окончания школы стал рабочим, но после десятичасовой смены на шарико-подшипниковом заводе, где он работал литейщиком, Папанов шел в театральный кружок при клубе «Каучук». В 1939 году он играл там в водевиле «Разбитая чашка» и на «Мосфильме» снимался в массовке фильма «Ленин в Октябре».
В первый же день войны 22 июня 1941 года Папанова призвали в армию. В 1942 году его послали на Юго-Западный фронт, где готовилось большое наступление советских войск. Под Харьковом несколько дивизий попали в «котел», немцы перешли в контрнаступление, и советские войска отступали до Сталинграда. В это время двадцатилетний Папанов командовал зенитной батареей и профессию солдата изучил сполна. Под Харьковом Папанов прошел через залповый огонь немецкой артиллерии, и узнал, что значит служить в батальоне, который просит огня и не получает ответа. Он запомнил горький вкус отступления, скрип земли на зубах и вкус крови во рту. Там же, под Харьковом он получил ранение. «Разве забыть, как после двух с половиной часов боя из сорока двух человек осталось тринадцать?» — вспоминал Папанов впоследствии. Об этом времени зрителям напомнит через много лет его роль генерала Серпилина в экранизации романа Симонова «Живые и мертвые».
После ранения Анатолий Папанов почти полгода лечился в госпитале и был комиссован по инвалидности после того, как у него были ампутированы два пальца на ноге. Летом 1942 года он вернулся в Москву, и пришел в тенистый дворик ГИТИСа, куда уже закончились экзамены, и где, тем не менее, не хватало студентов мужского пола. Там он услышал от живой легенды театра Михаила Тарханова: «Идите-ка, голубчик, прямо на второй курс». И Папанов пошел. Он был зачислен на актерский факультет, которым руководили артисты и режиссеры Московского Художественного театра Мария Николаевна Орлова и Василий Александрович Орлов.
На государственном экзамене 11 ноября 1946 года Папанов в спектакле «Дети Ванюшина» сыграл Константина, который по возрасту был моложе артиста, а в комедии Тирсо де Молины «Дон Хиль — Зеленые Штаны» — глубокого старца. Зал был набит до отказа. Впереди сидела государственная комиссия — прославленные мастера советского театра. Дальше — студенты. Взрывы смеха и аплодисменты означали конец учебы и начало новой жизни.
Казалось бы, военный опыт Папанова делал его незаменимым актером для фильмов про Великую Отечественную войну. Но страна хотела отдыхать, и Папанов стал комиком. Он работал над амплуа комического жлоба – ушлого, продувного и ужасно симпатичного. Среди всеобщего официоза его герои были знакомы и узнаваемы: забулдыги в очереди за пивом, таксисты, мелкие чиновники. Официально считалось, что Папанов критикует отдельные негативные моменты советской действительности. Но его персонажи – мещане, выпивохи, жулики – и были живыми людьми.
В 1955 году Эльдар Рязанов предложил Папанову попробоваться на роль Огурцова в фильме «Карнавальная ночь», однако пробы прошли неудачно, и на роль Огурцова был утвержден Игорь Ильинский. Тем временем в Театре Сатиры вышел новый спектакль «Дамоклов меч», и роль Боксера в исполнении Папанова круто изменила жизнь артиста. Им всерьез заинтересовались кинематографисты, и Рязанов вновь пригласил Папанова сняться в картине «Человек ниоткуда». К сожалению, этот фильм был сразу же снят с проката, и премьера его состоялась лишь спустя 28 лет.
В 1963 году режиссер Александр Столпер решил экранизировать роман Константина Симонова «Живые и мертвые». Сам писатель, увидев Папанова в спектакле «Дамоклов меч», предложил его на роль генерала Федора Серпилина. Успех фильма был грандиозный — картина заняла первое место в прокате 1964 года и была удостоена призов на фестивалях в Карловых Варах и Акапулько. После такого успеха спрос на актера Папанова среди режиссеров возрос неимоверно, и он блистательно играл как драматические, так и комедийные роли. Папанов умел сыграть настоящую войну. Он мог показать поражение — личное и военное. Он играл свою нищету, отчаяние и слепую упрямую веру в победу.
Вслед за успехом «Живых и мертвых» Столпер снял с ним «Возмездие», а Андрей Смирнов пригласил Папанова на роль в «Белорусский вокзал».
Творческий расцвет Папанова пришелся на рубеж 1960-х-70-х годов. Страна с ума сходила по Хемингуэю, а он, как ни парадоксально, во всех своих военных фильмах играл русский вариант «Иметь и не иметь». Его герои – молчаливые крутые мужики – обитали на ничьей земле между жизнью и смертью. А сам Папанов отличался необыкновенной скромностью. Он не любил, когда на улице к нему подходили фанаты «Бриллиантовой руки» с непременным: «Усе, шеф!»
В 1967 году Анатолий Папанов впервые озвучил Волка в знаменитом сериале «Ну, погоди!», после чего стал кумиром многих поколений ребятишек.
Его рычание, сипение, незабываемые «у-лю-лю» и «ой-ой-ой» сделали Волка народным любимцем. В гонках на выживание симпатии зрители целиком находились на стороне этого хулигана, которого постоянно мучает правильный Заяц. Папанову удалось покорить даже начальство. Ради него Волку прощали все – и папиросы, и драки, и ненормативное рычанье. Ему приходили сотни писем от детей, и он отвечал обстоятельно, защищал своего героя как мог: «По-моему, Волк совсем не страшный. Если сначала он действительно что-то замышлял против Зайца, то сейчас в нем появилось некоторое благородство».
А как же без Шерхана и других!
В 1980 годы Папанов практически не снимался, но продолжал много работать в театре. А в 1986 году режиссер Александр Прошкин пригласил Анатолия Папанова на одну из главных ролей в фильме «Холодное лето 53-го». Роль Копалыча оказалась последней в жизни прекрасного артиста…
Герой Папанова погибал в фильме, спасая деревню от бандитов. И перед смертью произносил слова: «Об одном жалею. Годы. Так хочется пожить по-человечески. И работать». Премьера фильма состоялась в Доме кино спустя год после смерти Папанова. Голос Анатолия Дмитриевича доносился до зрителей из небытия, и воспринимался, как завещание. Картина заканчивается стоп-кадром, последним кадром Папанова. Сам Анатолий Папанов не успел озвучить роль Копалыча, и за него это сделал замечательный актер Игорь Ефимов.
Ушел из жизни 5 августа 1987 года на 65-м году, в своей квартире от сердечного приступа, принимая холодный душ (в это время в доме была отключена горячая вода). Анатолий Дмитриевич похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 10).
Звания и награды
Заслуженный артист РСФСР (1958)
Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Призы актёрам» (1964)
Народный артист РСФСР (1966)
Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1966) — за роль Серпилина в фильме «Живые и мёртвые» (1963)
Народный артист СССР (1973)
Государственная премия СССР (1989) — за роль Копалыча (Николая Павловича Старобогатова) в фильме «Холодное лето пятьдесят третьего...») (1987 — посмертно)
Орден Октябрьской Революции (1986)
Орден Отечественной войны I степени (1985)
Орден Отечественной войны II степени (1975)
Орден Трудового Красного Знамени (1981)
Почётный гражданин Вяземского района (2013).
Народный артист СССР (1973). Лауреат Государственной премии СССР (1989 — посмертно). Участник Великой Отечественной войны.
Анатолий Папанов родился 31 октября 1922 года в городке Вязьма.
Его мама Елена Болеславовна Росковская была полькой, и ее семья жила на границе Белоруссии и Польши. В 1918 году после Брестского мира эти земли были разделены, и Елена Болеславовна осталась одна. Ее родственники оказались в Польше, а она — в Белоруссии. Отец Анатолия Дмитрий Филиппович был старше Елены Болеславовны на десять лет, и она всегда называла его на «вы». В конце 1920-х годов родители Папанова переехали в Москву. Столичная жизнь Анатолия была проста и непритязательна. Как и отец, он сразу после окончания школы стал рабочим, но после десятичасовой смены на шарико-подшипниковом заводе, где он работал литейщиком, Папанов шел в театральный кружок при клубе «Каучук». В 1939 году он играл там в водевиле «Разбитая чашка» и на «Мосфильме» снимался в массовке фильма «Ленин в Октябре».
В первый же день войны 22 июня 1941 года Папанова призвали в армию. В 1942 году его послали на Юго-Западный фронт, где готовилось большое наступление советских войск. Под Харьковом несколько дивизий попали в «котел», немцы перешли в контрнаступление, и советские войска отступали до Сталинграда. В это время двадцатилетний Папанов командовал зенитной батареей и профессию солдата изучил сполна. Под Харьковом Папанов прошел через залповый огонь немецкой артиллерии, и узнал, что значит служить в батальоне, который просит огня и не получает ответа. Он запомнил горький вкус отступления, скрип земли на зубах и вкус крови во рту. Там же, под Харьковом он получил ранение. «Разве забыть, как после двух с половиной часов боя из сорока двух человек осталось тринадцать?» — вспоминал Папанов впоследствии. Об этом времени зрителям напомнит через много лет его роль генерала Серпилина в экранизации романа Симонова «Живые и мертвые».
После ранения Анатолий Папанов почти полгода лечился в госпитале и был комиссован по инвалидности после того, как у него были ампутированы два пальца на ноге. Летом 1942 года он вернулся в Москву, и пришел в тенистый дворик ГИТИСа, куда уже закончились экзамены, и где, тем не менее, не хватало студентов мужского пола. Там он услышал от живой легенды театра Михаила Тарханова: «Идите-ка, голубчик, прямо на второй курс». И Папанов пошел. Он был зачислен на актерский факультет, которым руководили артисты и режиссеры Московского Художественного театра Мария Николаевна Орлова и Василий Александрович Орлов.
На государственном экзамене 11 ноября 1946 года Папанов в спектакле «Дети Ванюшина» сыграл Константина, который по возрасту был моложе артиста, а в комедии Тирсо де Молины «Дон Хиль — Зеленые Штаны» — глубокого старца. Зал был набит до отказа. Впереди сидела государственная комиссия — прославленные мастера советского театра. Дальше — студенты. Взрывы смеха и аплодисменты означали конец учебы и начало новой жизни.
Казалось бы, военный опыт Папанова делал его незаменимым актером для фильмов про Великую Отечественную войну. Но страна хотела отдыхать, и Папанов стал комиком. Он работал над амплуа комического жлоба – ушлого, продувного и ужасно симпатичного. Среди всеобщего официоза его герои были знакомы и узнаваемы: забулдыги в очереди за пивом, таксисты, мелкие чиновники. Официально считалось, что Папанов критикует отдельные негативные моменты советской действительности. Но его персонажи – мещане, выпивохи, жулики – и были живыми людьми.
В 1955 году Эльдар Рязанов предложил Папанову попробоваться на роль Огурцова в фильме «Карнавальная ночь», однако пробы прошли неудачно, и на роль Огурцова был утвержден Игорь Ильинский. Тем временем в Театре Сатиры вышел новый спектакль «Дамоклов меч», и роль Боксера в исполнении Папанова круто изменила жизнь артиста. Им всерьез заинтересовались кинематографисты, и Рязанов вновь пригласил Папанова сняться в картине «Человек ниоткуда». К сожалению, этот фильм был сразу же снят с проката, и премьера его состоялась лишь спустя 28 лет.
В 1963 году режиссер Александр Столпер решил экранизировать роман Константина Симонова «Живые и мертвые». Сам писатель, увидев Папанова в спектакле «Дамоклов меч», предложил его на роль генерала Федора Серпилина. Успех фильма был грандиозный — картина заняла первое место в прокате 1964 года и была удостоена призов на фестивалях в Карловых Варах и Акапулько. После такого успеха спрос на актера Папанова среди режиссеров возрос неимоверно, и он блистательно играл как драматические, так и комедийные роли. Папанов умел сыграть настоящую войну. Он мог показать поражение — личное и военное. Он играл свою нищету, отчаяние и слепую упрямую веру в победу.
Вслед за успехом «Живых и мертвых» Столпер снял с ним «Возмездие», а Андрей Смирнов пригласил Папанова на роль в «Белорусский вокзал».
Творческий расцвет Папанова пришелся на рубеж 1960-х-70-х годов. Страна с ума сходила по Хемингуэю, а он, как ни парадоксально, во всех своих военных фильмах играл русский вариант «Иметь и не иметь». Его герои – молчаливые крутые мужики – обитали на ничьей земле между жизнью и смертью. А сам Папанов отличался необыкновенной скромностью. Он не любил, когда на улице к нему подходили фанаты «Бриллиантовой руки» с непременным: «Усе, шеф!»
В 1967 году Анатолий Папанов впервые озвучил Волка в знаменитом сериале «Ну, погоди!», после чего стал кумиром многих поколений ребятишек.
Его рычание, сипение, незабываемые «у-лю-лю» и «ой-ой-ой» сделали Волка народным любимцем. В гонках на выживание симпатии зрители целиком находились на стороне этого хулигана, которого постоянно мучает правильный Заяц. Папанову удалось покорить даже начальство. Ради него Волку прощали все – и папиросы, и драки, и ненормативное рычанье. Ему приходили сотни писем от детей, и он отвечал обстоятельно, защищал своего героя как мог: «По-моему, Волк совсем не страшный. Если сначала он действительно что-то замышлял против Зайца, то сейчас в нем появилось некоторое благородство».
А как же без Шерхана и других!
В 1980 годы Папанов практически не снимался, но продолжал много работать в театре. А в 1986 году режиссер Александр Прошкин пригласил Анатолия Папанова на одну из главных ролей в фильме «Холодное лето 53-го». Роль Копалыча оказалась последней в жизни прекрасного артиста…
Герой Папанова погибал в фильме, спасая деревню от бандитов. И перед смертью произносил слова: «Об одном жалею. Годы. Так хочется пожить по-человечески. И работать». Премьера фильма состоялась в Доме кино спустя год после смерти Папанова. Голос Анатолия Дмитриевича доносился до зрителей из небытия, и воспринимался, как завещание. Картина заканчивается стоп-кадром, последним кадром Папанова. Сам Анатолий Папанов не успел озвучить роль Копалыча, и за него это сделал замечательный актер Игорь Ефимов.
Ушел из жизни 5 августа 1987 года на 65-м году, в своей квартире от сердечного приступа, принимая холодный душ (в это время в доме была отключена горячая вода). Анатолий Дмитриевич похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 10).
Звания и награды
Заслуженный артист РСФСР (1958)
Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Призы актёрам» (1964)
Народный артист РСФСР (1966)
Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1966) — за роль Серпилина в фильме «Живые и мёртвые» (1963)
Народный артист СССР (1973)
Государственная премия СССР (1989) — за роль Копалыча (Николая Павловича Старобогатова) в фильме «Холодное лето пятьдесят третьего...») (1987 — посмертно)
Орден Октябрьской Революции (1986)
Орден Отечественной войны I степени (1985)
Орден Отечественной войны II степени (1975)
Орден Трудового Красного Знамени (1981)
Почётный гражданин Вяземского района (2013).
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
0
Анатолий Дмитриевич Папанов всеми любимый Народный артист многими поколениями нашей страны! К/ф «Живые и мёртвые », «Белорусский вокзал'' являются классикой о ВОВ! Cветлая и вечная память!
- ↓
0
Очень хороший был человек и артист… но не все знают, как нелепо и трагически он погиб!… Мылся дома в ванне, отключили горячую воду, чтоб воду подогреть не вылезая включил кипятильник и всё! Так жалко!.. Вечная ему память!
- ↓
0
СВетлая память.Хороший был человек и артист
- ↓
+2
Вот это Ч Е Л О В Е К!
Отдаю все лучшие слова в превосходной степени…
- ↓
+1
не хватает таких сейчас…
- ↓
+2
Замечательный актер! Такие не забываются!
- ↓
+4
Вечная память!!!
- ↓
+2
Да уж, пожил и поработал!
- ↓