Почему Олег Даль был уверен в своем скором уходе
Его недолгая жизнь вместила в себя слишком много, но его талант, одаренность и трудолюбие были спрессованы в четыре десятилетия, из которых лишь половина этой короткой жизни пришлась на полноценную творческую деятельность.

Поэтому постоянное стремление к совершенству и страх не успеть, не достичь абсолюта, заставляли его мучить всех вокруг себя – своих близких, друзей, режиссеров. С помощью собственных демонов он прокладывал себе путь к бессмертию, и теперь его имя – Олег Даль – золотыми буквами вписано в историю кинематографа.

Олег Даль в детстве
Олег родился в подмосковном городке Люблино, в семье железнодорожника и учительницы, за месяц до начала войны, и был вторым ребенком в семье после своей сестры Ираиды. Из своего военного детства он помнил гул ревущих самолетов, летящих бомбить город, хотя ему не было и года, когда мама с детьми уехала в эвакуацию и вернулась в Москву только после войны. Но Олег говорил, что хорошо это помнит, и с тех пор с трудом засыпает по ночам.
В детстве он увлекался музыкой, игрой на гитаре, баскетболом, и как многие мальчишки послевоенного времени мечтал стать летчиком. Однако вскоре у него обнаружились проблемы с сердцем, и врачи запретили мальчику заниматься спортом. Тогда Олег записался в школьный драматический кружок, стал играть в детских постановках, а после окончания школы заявил родителям, что хочет стать артистом.
Но и для этого у него было серьезное препятствие – Олег заметно картавил. Понимая, что из-за плохой дикции он может завалить вступительные экзамены, Олег самостоятельно начал ее исправлять, и при поступлении в «Щепку» поразил приемную комиссию блистательным прочтением лермонтовского «Мцыри» и мгновенной сменой образа, переключившись на монолог Ноздрева из «Мертвых душ». Его приняли, но впоследствии пришлось еще долго работать над дикцией.
Будучи еще студентом, Олег Даль начал сниматься в кино и играть в Малом театре, а после окончания учебы получил работу в театре «Современник». Он пришел туда за славой, мечтал стать «звездой», но жизнь оказалась намного прозаичнее. В театре уже была своя «звезда» – Олег Ефремов, весь репертуар был подогнан под него, и Далю доставались только второстепенные или запасные роли. Это способствовало развитию у него комплекса неполноценности, он считал, что его не ценят, не понимают, нередко вступал в перепалки с Ефремовым.

Олег Даль и Нина Дорошина, ставшая его первой женой
Вскоре их творческое соперничество перенеслось и в личную жизнь. Олег влюбился в актрису театра Нину Дорошину, которая была на семь лет старше его. В театре все знали, что она любовница Ефремова, который то бросал ее, увлекаясь другими женщинами, то возвращался. Олег сделал Нине предложение, и она неожиданно согласилась. Ефремов без приглашения явился на их свадьбу и заявил, что Нина любит его, и никакая регистрация брака ничего не изменит. Этот инцидент стал причиной первого длительного запоя Олега, который с тех пор пристрастился к алкоголю.

Олег Даль
С Ниной они развелись через полгода, Олег понял, что во многом Ефремов был прав – это не его женщина, но алкоголь стал для него спасением от многих мучительных мыслей, любовных страданий, и от нереализованности в профессии. В течение пяти лет Даль пытался проявить себя в театре, но ему не давали тех ролей, которые он хотел, а те роли, которые давали, не позволяли играть так, как он считал нужным.
Гораздо удачнее сложилась карьера актера в кинематографе. Благодаря первым сыгранным ролям в картинах Александра Зархи «Мой младший брат», Леонида Аграновича «Человек, который сомневается» его актерское дарование заметили кинорежиссеры, и приглашений на съемки было гораздо больше, чем ролей в театре.
Первую популярность Олег Даль получил благодаря военным фильмам Владимира Мотыля «Женя, Женечка и «катюша», Наума Бирмана «Хроника пикирующего бомбардировщика», телевизионному сериалу Сергея Скорина «Вариант «Омега»», но постепенно его кинематографические работы становились все чаще и лучше, и уже каждая его роль приносила очередную порцию популярности и любовь зрителя.
Тем не менее алкоголь постепенно делал свое «черное» дело, он разрушал не только карьеру, но и личность талантливого актера, который уже не мог обходиться без спиртного. Часто появляясь на съемочной площадке в рабочем состоянии, он через какое-то время где-то находил алкоголь и быстро начинал пьянеть. Сначала его выдавали глаза, из голубых они превращались в мутные и резко меняли его облик. Один из режиссеров, который чаще других снимал Даля, даже придумал для этого случая специальную команду для съемочной группы: «Стоп! У Даля глаза не те!».

Олег Даль
Съемка прекращалась, но часто это сопровождалось пьяными скандалами и истериками Даля, который мгновенно терял над собой контроль, начинал всех оскорблять и с надрывом кричал: «Я — Даль! А вы кто такие?!».

Олег Даль
В конце 1960-х годов проблемы у Олега Даля начали нарастать как снежный ком. Второй его брак с актрисой Татьяной Лавровой тоже оказался неудачным и просуществовал всего полгода. В театре дела не ладились, с одной стороны там все признавали его талант, а с другой — не давали возможности раскрыться его потенциалу. Появление на сцене в нетрезвом виде еще больше усугубляло ситуацию, его несколько раз увольняли. Даль начал менять театры, пробовал работать в Ленкоме, во МХАТе, в театре на Малой Бронной, потом вновь возвращался в «Современник».
В кинематографе Даль продолжал оставаться востребованным актером, но с крайне ненадежной репутацией. Все режиссеры знали, что снимать Олега Даля – это обрекать себя на безумные испытания. Он может в любой момент уйти в запой и сорвать съемку, устроить скандал с режиссером или коллегами по съемочной площадке, отказаться играть не понравившийся ему эпизод. Но режиссеры все равно предлагали ему все новые и новые роли в кино, потому что знали – если хватит выдержки вытерпеть Даля на съемочной площадке и при этом не потерять рассудок, с ним можно создать шедевр.
Он был бесподобен в кадре, он не играл, а проживал каждую свою роль, заставляя зрителей влюбляться в своих героев. Он обладал каким-то внутренним чутьем и без лишних объяснений режиссера понимал, как надо воплотить тот или иной образ на экране. Каждое его появление в новом фильме притягивало как магнит, зрители шли «на Даля». Но далеко не на все роли он соглашался. Если ему не нравился сценарий или он не находил взаимопонимания с режиссером, как нужно играть ту или иную роль, он просто отказывался от съемок.

Олег Даль
У него был сложный характер, он редко с кем мог найти общий язык, особенно в последние годы своей жизни, когда практически перестал контролировать свое поведение, он мог устроить скандал не только на съемочной площадке, но и в гостинице, в аэропорту, в кафе. С ним было трудно дружить и невозможно работать, но для тех, кто знал его прежде, представить жизнь без него уже было немыслимо. Именно это заставляло друзей прощать все его пьяные выходки, а режиссеров предлагать ему новые роли. Его восемь раз увольняли из «Современника» и восемь раз возвращали обратно.

Олег Даль и Елизавета Апраксина
В 1969 году на съемках фильма «Король Лир» Даль познакомился с видеомонтажером Елизаветой Апраксиной, которая стала его последней женой. В отличие от предыдущих отношений Даля, брак с Лизой оказался для него счастливым и, возможно, даже продлил его жизнь, но отвоевать его у алкоголя не смогла даже она. Лиза терпела все его пьяные выходки, заботилась о нем с материнской нежностью, постоянно выводила его из запоев, часто отправлялась с ним в командировки, чтобы проводить вместе больше времени, кормить горячими обедами, уберегать от лишней рюмки водки.
Она искренне восхищалась мужем, считая его гениальным человеком, а он жил в бешеном ритме, много снимался, стараясь успеть как можно больше, потому что был уверен, что не задержится долго на этом свете. Даль очень страдал от того, что у них с Лизой не было детей, он мечтал о ребенке, но даже самому себе боялся признаться, что причина, скорее всего, в нем.
В последние годы жизни актер начал сознавать, что серьезно болен. Когда его утвердили на роль бортмеханика Скворцова в фильме «Экипаж», Даль пришел в кабинет директора картины Бориса Криштула и отказался от роли, которую еще недавно называл «бомбовой». На недоуменный взгляд директора он протянул перед собой дрожащие руки и сказал: «Я не могу сниматься в таком виде, я вас подведу». От участия в картине его освободили, а предназначавшуюся ему роль отдали Леониду Филатову, с чем он блестяще справился.

Олег Даль на похоронах Владимира Высоцкого
В последние годы жизни Олег Даль все чаще стал говорить и думать о смерти. В июле 1980 года он пережил тяжелую утрату – из жизни ушел человек, которого он очень любил и ценил как актера и поэта. С Владимиром Высоцким они встречались не так часто, но их многое связывало, они были близки по духу и во многом очень похожи. Олега Даля даже называли младшим братом Владимира Высоцкого. Стоя у его гроба, Даль сказал: «Я буду следующим». Его не стало через восемь месяцев, актер скончался от острой сердечной недостаточности в гостиничном номере города Киева, куда он приехал на пробы к очередному фильму.

Поэтому постоянное стремление к совершенству и страх не успеть, не достичь абсолюта, заставляли его мучить всех вокруг себя – своих близких, друзей, режиссеров. С помощью собственных демонов он прокладывал себе путь к бессмертию, и теперь его имя – Олег Даль – золотыми буквами вписано в историю кинематографа.
Трудный путь к совершенству

Олег Даль в детстве
Олег родился в подмосковном городке Люблино, в семье железнодорожника и учительницы, за месяц до начала войны, и был вторым ребенком в семье после своей сестры Ираиды. Из своего военного детства он помнил гул ревущих самолетов, летящих бомбить город, хотя ему не было и года, когда мама с детьми уехала в эвакуацию и вернулась в Москву только после войны. Но Олег говорил, что хорошо это помнит, и с тех пор с трудом засыпает по ночам.
В детстве он увлекался музыкой, игрой на гитаре, баскетболом, и как многие мальчишки послевоенного времени мечтал стать летчиком. Однако вскоре у него обнаружились проблемы с сердцем, и врачи запретили мальчику заниматься спортом. Тогда Олег записался в школьный драматический кружок, стал играть в детских постановках, а после окончания школы заявил родителям, что хочет стать артистом.
Но и для этого у него было серьезное препятствие – Олег заметно картавил. Понимая, что из-за плохой дикции он может завалить вступительные экзамены, Олег самостоятельно начал ее исправлять, и при поступлении в «Щепку» поразил приемную комиссию блистательным прочтением лермонтовского «Мцыри» и мгновенной сменой образа, переключившись на монолог Ноздрева из «Мертвых душ». Его приняли, но впоследствии пришлось еще долго работать над дикцией.
Будучи еще студентом, Олег Даль начал сниматься в кино и играть в Малом театре, а после окончания учебы получил работу в театре «Современник». Он пришел туда за славой, мечтал стать «звездой», но жизнь оказалась намного прозаичнее. В театре уже была своя «звезда» – Олег Ефремов, весь репертуар был подогнан под него, и Далю доставались только второстепенные или запасные роли. Это способствовало развитию у него комплекса неполноценности, он считал, что его не ценят, не понимают, нередко вступал в перепалки с Ефремовым.

Олег Даль и Нина Дорошина, ставшая его первой женой
Вскоре их творческое соперничество перенеслось и в личную жизнь. Олег влюбился в актрису театра Нину Дорошину, которая была на семь лет старше его. В театре все знали, что она любовница Ефремова, который то бросал ее, увлекаясь другими женщинами, то возвращался. Олег сделал Нине предложение, и она неожиданно согласилась. Ефремов без приглашения явился на их свадьбу и заявил, что Нина любит его, и никакая регистрация брака ничего не изменит. Этот инцидент стал причиной первого длительного запоя Олега, который с тех пор пристрастился к алкоголю.
Алкоголь стал постоянным спутником жизни Даля

Олег Даль
С Ниной они развелись через полгода, Олег понял, что во многом Ефремов был прав – это не его женщина, но алкоголь стал для него спасением от многих мучительных мыслей, любовных страданий, и от нереализованности в профессии. В течение пяти лет Даль пытался проявить себя в театре, но ему не давали тех ролей, которые он хотел, а те роли, которые давали, не позволяли играть так, как он считал нужным.
Гораздо удачнее сложилась карьера актера в кинематографе. Благодаря первым сыгранным ролям в картинах Александра Зархи «Мой младший брат», Леонида Аграновича «Человек, который сомневается» его актерское дарование заметили кинорежиссеры, и приглашений на съемки было гораздо больше, чем ролей в театре.
Первую популярность Олег Даль получил благодаря военным фильмам Владимира Мотыля «Женя, Женечка и «катюша», Наума Бирмана «Хроника пикирующего бомбардировщика», телевизионному сериалу Сергея Скорина «Вариант «Омега»», но постепенно его кинематографические работы становились все чаще и лучше, и уже каждая его роль приносила очередную порцию популярности и любовь зрителя.
Тем не менее алкоголь постепенно делал свое «черное» дело, он разрушал не только карьеру, но и личность талантливого актера, который уже не мог обходиться без спиртного. Часто появляясь на съемочной площадке в рабочем состоянии, он через какое-то время где-то находил алкоголь и быстро начинал пьянеть. Сначала его выдавали глаза, из голубых они превращались в мутные и резко меняли его облик. Один из режиссеров, который чаще других снимал Даля, даже придумал для этого случая специальную команду для съемочной группы: «Стоп! У Даля глаза не те!».

Олег Даль
Съемка прекращалась, но часто это сопровождалось пьяными скандалами и истериками Даля, который мгновенно терял над собой контроль, начинал всех оскорблять и с надрывом кричал: «Я — Даль! А вы кто такие?!».
С ним было невозможно, а без него — бессмысленно

Олег Даль
В конце 1960-х годов проблемы у Олега Даля начали нарастать как снежный ком. Второй его брак с актрисой Татьяной Лавровой тоже оказался неудачным и просуществовал всего полгода. В театре дела не ладились, с одной стороны там все признавали его талант, а с другой — не давали возможности раскрыться его потенциалу. Появление на сцене в нетрезвом виде еще больше усугубляло ситуацию, его несколько раз увольняли. Даль начал менять театры, пробовал работать в Ленкоме, во МХАТе, в театре на Малой Бронной, потом вновь возвращался в «Современник».
В кинематографе Даль продолжал оставаться востребованным актером, но с крайне ненадежной репутацией. Все режиссеры знали, что снимать Олега Даля – это обрекать себя на безумные испытания. Он может в любой момент уйти в запой и сорвать съемку, устроить скандал с режиссером или коллегами по съемочной площадке, отказаться играть не понравившийся ему эпизод. Но режиссеры все равно предлагали ему все новые и новые роли в кино, потому что знали – если хватит выдержки вытерпеть Даля на съемочной площадке и при этом не потерять рассудок, с ним можно создать шедевр.
Он был бесподобен в кадре, он не играл, а проживал каждую свою роль, заставляя зрителей влюбляться в своих героев. Он обладал каким-то внутренним чутьем и без лишних объяснений режиссера понимал, как надо воплотить тот или иной образ на экране. Каждое его появление в новом фильме притягивало как магнит, зрители шли «на Даля». Но далеко не на все роли он соглашался. Если ему не нравился сценарий или он не находил взаимопонимания с режиссером, как нужно играть ту или иную роль, он просто отказывался от съемок.

Олег Даль
У него был сложный характер, он редко с кем мог найти общий язык, особенно в последние годы своей жизни, когда практически перестал контролировать свое поведение, он мог устроить скандал не только на съемочной площадке, но и в гостинице, в аэропорту, в кафе. С ним было трудно дружить и невозможно работать, но для тех, кто знал его прежде, представить жизнь без него уже было немыслимо. Именно это заставляло друзей прощать все его пьяные выходки, а режиссеров предлагать ему новые роли. Его восемь раз увольняли из «Современника» и восемь раз возвращали обратно.
Чувствовал, что долго не задержится на этом свете

Олег Даль и Елизавета Апраксина
В 1969 году на съемках фильма «Король Лир» Даль познакомился с видеомонтажером Елизаветой Апраксиной, которая стала его последней женой. В отличие от предыдущих отношений Даля, брак с Лизой оказался для него счастливым и, возможно, даже продлил его жизнь, но отвоевать его у алкоголя не смогла даже она. Лиза терпела все его пьяные выходки, заботилась о нем с материнской нежностью, постоянно выводила его из запоев, часто отправлялась с ним в командировки, чтобы проводить вместе больше времени, кормить горячими обедами, уберегать от лишней рюмки водки.
Она искренне восхищалась мужем, считая его гениальным человеком, а он жил в бешеном ритме, много снимался, стараясь успеть как можно больше, потому что был уверен, что не задержится долго на этом свете. Даль очень страдал от того, что у них с Лизой не было детей, он мечтал о ребенке, но даже самому себе боялся признаться, что причина, скорее всего, в нем.
В последние годы жизни актер начал сознавать, что серьезно болен. Когда его утвердили на роль бортмеханика Скворцова в фильме «Экипаж», Даль пришел в кабинет директора картины Бориса Криштула и отказался от роли, которую еще недавно называл «бомбовой». На недоуменный взгляд директора он протянул перед собой дрожащие руки и сказал: «Я не могу сниматься в таком виде, я вас подведу». От участия в картине его освободили, а предназначавшуюся ему роль отдали Леониду Филатову, с чем он блестяще справился.

Олег Даль на похоронах Владимира Высоцкого
В последние годы жизни Олег Даль все чаще стал говорить и думать о смерти. В июле 1980 года он пережил тяжелую утрату – из жизни ушел человек, которого он очень любил и ценил как актера и поэта. С Владимиром Высоцким они встречались не так часто, но их многое связывало, они были близки по духу и во многом очень похожи. Олега Даля даже называли младшим братом Владимира Высоцкого. Стоя у его гроба, Даль сказал: «Я буду следующим». Его не стало через восемь месяцев, актер скончался от острой сердечной недостаточности в гостиничном номере города Киева, куда он приехал на пробы к очередному фильму.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
+1
трагическая судьба великого актер
- ↓