Было время, когда её имя на афише гарантировало аншлаг. Надежда Чепрага — голос, в котором узнавали всю солнечную энергетику Молдавии. Её «Мой белый город» или «Весна – ровесница любви» звучали из каждого окна, а без выступления Чепраги не обходился ни один большой концерт.
Её главной — и, пожалуй, единственной реальной конкуренткой называли другую восходящую звезду из Молдавии, Софию Ротару. Но сейчас о Надежде ничего не слышно, куда же пропала всесоюзная звезда?
От сельской сцены до всесоюзной славы
Надежда Чепрага родилась 1 сентября 1956 года в селе Распопены, Молдавская ССР. Музыка звучала в их доме не благодаря консерваторскому образованию, а вопреки колхозному труду. Родители, Алексей Павлович и Зинаида Дионисовна, хоть и работали от зари до зари в поле (отец даже стал Героем Социалистического Труда), но находили силы для творчества. Во время полевых работ мать пела народные песни, а отец в свободное время играл на скрипке. Дети — Надя, Нина, Ваня и Коля — создали семейный ансамбль и выступали перед односельчанами. Когда Надя в четвертом классе победила на певческом конкурсе, её пригласили в музыкальный коллектив «Думбрава».
Надежда Чепрага — молдаванка.
Через 5 лет она попала на телепередачу «Будильник». Там она осмелилась отказаться от готовых слов песни и написала свой текст к песне «Веселая свадьба». Композитор Дога удивился, но принял её вариант. С того момента Чепрагу стали приглашать на международные конкурсы, где молодая исполнительница регулярно завоевывала призовые места. Надежду пригласили в оркестр Силантьева и на «Голубой огонёк». Но родители настаивали, чтобы дочь поступила на иняз и стала преподавателем французского. Возвращение домой было триумфальным: молодую артистку встречали как настоящую героиню. На неё обрушилась слава: море цветов, внимание поклонников, серьёзные предложения.
Надежда Чепрага в 70-е была звездой всесоюзного масштаба.
В этот момент ключевую роль в её жизни сыграла наставница, Тамара Чебан. Именно её строгая дисциплина и требовательность не дали молодой певице поддаться звёздной болезни. Всесоюзную известность ей принесла «Песня года» с хитом «Мне приснился шум дождя» — эту композицию особенно полюбили советские космонавты. В 1980 году она выступила на московской Олимпиаде, затем гастролировала по миру от США до Кубы. В 1988 году получила звание народной артистки Молдавской ССР. Неожиданным успехом стала победа в 1998 году на фолк-фестивале в Нэшвилле (США), где её «Жаворонок» получил золотую медаль.
Конкурентка – София Ротару
Пожалуй, главной конкуренткой Надежды Чепраги была Софию Ротару. их постоянно сравнивали: обе из Молдавии, обе с мощными голосами и очень походи внешне. Поклонники даже делились на два лагеря — одни болели за народную искренность Чепраги, другие — за безупречную эстрадность Ротару. Единственный реальный конфликт между певицами произошел из-за двойной продажи композитором Петром Теодоровичем песни «Меланколие» обеим исполнительницам.
Надежда Чепрга (слева) и София Ротару (справа) были конкурентками.
«Она приобрела хит за 250, а я — за 150 рублей. Я вернулась с гастролей из Чехословакии, а София уже вовсю исполняла шлягер, выступала на «Утренней почте». Я потом тоже включила композицию в репертуар, но как первая исполнительница она была великолепна. Мы ссорились, потом поймали автора на «Песне года», отмутузили его в комнате, мы же не знали, как так получилось! Ну, и тогда на телеконцерте я вышла со своей песней «Кодры Молдовы», а Софии досталась «Меланколие», — рассказывала Чепрага.
Сегодня их известность несопоставима. Ротару остаётся иконой для нескольких поколений, её песни знает даже молодёжь. В то время как Чепрагу помнят в основном ценители советской эстрады. Но есть между ними одна общая, очень личная боль. Обе пережили своих любимых мужей.
Верность длиною в жизнь
На пике популярности у Надежды Чепраги появились экзотические поклонники. После выступления в Брунее очарованный шейх преподнес ей необычный подарок — живого верблюда. Не отставал и сын румынского диктатора Нику Чаушеску, вручивший певице роскошный чайный сервиз. Но Чаушеску-младший мечтал о более личном общении. После одного из концертов он пригласил артистку на приватную встречу под предлогом чашечки кофе. Но Чепрага вежливо отказала высокопоставленному поклоннику.
Надежда Чепрага с мужем.
К тому времени она уже несколько лет была замужем за ленинградцем Евгением Литвиновым, которому родила сына в 18 лет. Верность семье оказалась сильнее благосклонности сильных мира сего. «Он сейчас живет в Германии, работает авиаконструктором. Иван женился на немке, она — кандидат химических наук. У них растет дочь Валерия», — поделилась Чепрага. Несмотря на головокружительную популярность, Надежда Чепрага сохранила верность мужу. Во время съёмок в программе «Салют, фестиваль!» поклонники стали приписывать ей роман с Дином Ридом.
Надежда Чепрага провела 36 лет с мужем.
«Я долго думала, почему у меня изначально была такая сильная симпатия к Дину, а у него — ко мне. Это проявилось сразу, с первого взгляда. Когда он увидел меня на сцене, я пела песню „Мелодии моей родины“. Он сразу спросил: „Это что за хорошенькая пташка появилась?“ И я выделила его из всех мужчин. Но не подумайте чего. «Это не была симпатия между мужчиной и женщиной», —объясняла Чепрага.
Они прожили вместе 36 лет. В 2009 году муж Надежды перенёс тяжёлую операцию на сердце и лёгких. Ему стало лучше, и он решил сделать жене сюрприз — приехать к ней в Москву. В поезде его просквозило. Началось воспаление лёгких. Организм, ослабленный после операции, не справился с болезнью. Евгений умер. Эта потеря стала для Надежды Чепраги огромным горем.
От былой славы не осталось и следа
После распада СССР слава Чепраги померкла, но певица не стала бороться за возвращение былой популярности. Сейчас артистка живёт одна в Москве, изредка навещая родное село Распопены. С сыном и внучкой в Германии общается через видеозвонки. Хотя сольных концертов она почти не дает — содержать коллектив дорого, — Чепрага продолжает выступать на творческих вечерах, фестивалях и даже корпоративах.
Надежда Чепрага выступает на корпоративах и фестивалях.
Невостребованной себя не чувствует. «Главное — у меня все равно есть доступ на сцену, хоть на 10 минут, надо, несмотря ни на что, работать на полную катушку. Раньше ведь все мои выступления были расписаны на годы вперед, все шло по плану. А сейчас исполнителя бросают в океан, и плыви, как хочешь, не можешь — твои проблемы», — объясняет Чепрага.