Как актёр Михаил Кононов тиранил родных и коллег

Среди множества ролей, сыгранных Михаилом Кононовым, больше других запомнились, пожалуй, три: учитель Нестор Петрович в «Большой перемене», писарь Яшка в «Финисте – Ясном соколе» и космический пират Крыс в «Гостье из будущего».




Многие зрители думали, что он и в жизни такой – добродушный, наивный, как ребенок. На самом деле Кононов отличался стальным характером и даже склонностью к тиранству. Возможно, он стал таким из-за трагедии, которую пришлось пережить в день своего 30-летия.

Творческая личность



Михаил Кононов в юности./Фото: кадр из фильма «Наш общий друг»

Будущий артист родился в Москве, весной 1940 года. С началом войны маме пришлось увезти ребенка в подмосковную деревню и скрываться там от немцев в крестьянской избе. Обратно семья вернулась позднее, когда враг был отброшен от столицы.

Школьником Миша больше всего любил участвовать в подготовке концертов и праздничных постановок. Он сам писал сценарии, проводил репетиции, играл на сцене… Неудивительно, что после окончания школы, следуя за своими творческими наклонностями, юноша отнес документы в театральное училище имени Щепкина. А вскоре снялся в своем первом фильме – «Наш общий друг».

Попав после получения диплома по распределению в Малый театр, молодой актер некоторое время выходил на его сцену, однако главной его любовью оставалось кино. Его все чаще приглашали сниматься, причем большинство режиссеров видели в белокуром юноше трагикомический потенциал, тогда как ему хотелось пробовать себя и в более серьезных ролях.

Непохожий на своих героев



Михаил Кононов в фильме «Начальник Чукотки».

Тем сильнее Кононов дорожил нечастыми фильмами, в которых мог раскрыться по-настоящему. Именно таким фильмом для него стал «Андрей Рублев» Тарковского. В нем актер исполнил роль монаха Фомы, и пусть она была второстепенной, Кононов впоследствии называл эту работу одной из своих любимых.

Детское открытое лицо, пшеничные пряди волос, беззащитные глаза, — все это создавало вокруг Кононова некий ореол простодушного добряка, неспособного на решительные действия. Это впечатление, однако, было весьма обманчивым. Те, кто знал Михаила Ивановича лично, утверждали: такого тирана и деспота еще поискать!

Скандалы на «Большой перемене»


Михаил Кононов и Наталья Богунова в фильме «Большая перемена».

Например, на съемках «Большой перемены», комедии, сделавшей Кононова звездой, нелегко пришлось всем его коллегам, но больше других страдала актриса Наталья Богунова, играющая учительницу Светлану Афанасьевну. Кононов не жалел оскорбительных и обидных слов, чтобы охарактеризовать ее работу на площадке. Наталья не раз плакала, доведенная до отчаяния его едкими высказываниями.

Красавица невеста


Михаил Кононов с женой Натальей.

Нелегкий характер артиста долгое время мешал ему устроить и личную жизнь. Свою судьбу он встретил в 29 лет. Наташа была на девять лет моложе и поразила его своей красотой и обаянием: девушка работала моделью, увлекалась лыжным спортом и вообще была веселой, заводной и общительной. Их чувства оказались взаимными, вскоре влюбленные начали готовиться к свадьбе.

День рождения стал днем траура

Но тут решительно воспротивилась мама Михаила. Без всяких видимых причин женщина категорически возражала против невестки, не слушая никаких доводов сына. После череды ссор и скандалов Кононов дождался своего 30-го дня рождения, мечтая, как на праздничном застолье две самые главные в его жизни женщины, наконец, помирятся. Но за столом снова вспыхнул скандал. Мама ушла в свою комнату, а вскоре ее обнаружили там бездыханной – она покончила с собой.

Так день рождения превратился для Кононова в день траура на всю жизнь. Трагедия сильно изменила его – он стал еще более замкнутым и нелюдимым. Наталья, чувствуя себя в некотором роде виноватой в случившемся, всю себя посвятила счастью мужа. Она бросила работу, увлечения, друзей… Занималась домом, обустраивала быт, чтобы много работающий муж мог полноценно отдыхать, ни о чем не думая.

Никаких детей


Михаил Кононов (справа) в фильме «Гостья из будущего».

Привыкнув к тому, что все время жены безраздельно принадлежит только ему одному, Михаил Иванович хотел, чтобы так оставалось всегда. Поэтому был категорически против того, чтобы Наталья родила ребенка. Он опасался, что ребенок отвлечет внимание на себя, а он сам отойдет на второй план, придется менять устоявшиеся привычки, образ жизни. Наталья подчинилась воле мужа – он так и остался для нее главным человеком в жизни.

С приходом 90-х кинематограф в нашей стране сильно изменился. Михаила Кононова по-прежнему много приглашали сниматься, но он почти всегда отказывался. «Это же антиискусство, антиэстетика. Мы же не должны поддерживать ни порок, ни массовый психоз», — ужасался он, прочитав очередной сценарий о бандитах, ментах, ворах.

Юная воспитанница

Ему было уже за 50, когда он начал воплощать мечту – открыть собственный театр-студию, в котором будут играть молодые талантливые артисты. К сожалению, проект Кононова провалился. Но в процессе у него появилась новая знакомая. 18-летняя Рита мечтала об актерской карьере, высказывала взгляды, схожие со взглядами самого Михаила Ивановича, во всем ему помогала. Они стали неразлучны. Кто-то говорил, что Рита заменила Кононову дочь, окружила его заботой. Другие были уверены – между ними совсем другие отношения, и ничего отцовского в чувствах Кононова нет.

Наталья Павловна к тому времени перенесла две операции, здоровье нужно было восстанавливать вдалеке от городского шума, и супруги перебрались в деревенский дом. Чаще всего она проводила там время в одиночестве, а муж навещал ее – вместе с юной воспитанницей. Жена не устраивала скандалов – за долгие годы вместе они с Михаилом стали больше, чем супругами, стали родными людьми, а Риту она считала чем-то преходящим, временным, и просто мирилась с ее присутствием.

Мошенница

Однако Наталья Павловна ошиблась. У Риты были серьезные планы, в частности – на недвижимость артиста. Обманом она вынудила Кононова переписать на нее московскую квартиру. Жена актера не могла позволить свершиться такой несправедливости – она упорно отвоевывала заработанные мужем квадратные метры. Вся эта борьба не прошла для супругов бесследно. Наталья Павловна угодила на больничную койку с тяжелой депрессией. Михаил Иванович тоже стал часто болеть – ему тяжело было перенести предательство Риты, которую он считал близким человеком.

Последняя роль


Последняя роль Михаила Кононова./Фото: кадр из фильма «В круге первом»

Последний всплеск творческой энергии Кононова пришелся на работу в фильме «В круге первом» — ему предложили роль дворника Спиридона. Это было именно то, о чем он мечтал: оставить после себя работу, которой можно будет гордиться, уйти непобежденным мастером. И сегодня эту роль называют одной из лучших в карьере Кононова.

Но потом болезни вновь принялись за немолодого актера. Его очень угнетало забвение. «Лежал в больницах с инфарктами, никому до меня дела не было. Ни одна собака не вспомнила! Шутка ли — в девяти больницах провалялся! Только вот Наташа рядом», — с горечью вздыхал он.
Источник
« Почему у Льва Лещенко нет детей
Как расставался с жёнами потомственный дворянин... »
  • +6

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.