Юлию Гусману исполнилось 80
Для миллионов людей имя Юлия Гусмана, празднующего сегодня свой 80-летний юбилей, навсегда осталось связано с КВН. Именно он стоял у истоков его создания, а сегодня является бессменным членом жюри.
Но Гусман человек настолько интересный и разносторонний, что заключить его в рамки только одной, пусть даже самой популярной и увлекательной, программы просто невозможно. В его жизни нашлось место психиатрии и режиссуре, фехтованию на саблях, карате и политике.
Юлий Гусман в молодости.
Он родился и вырос в Баку, в семье, которую в городе все знали и уважали. Его отец Соломон Моисеевич был военным врачом, по-настоящему увлечённым своим делом и влюблённым в медицину. Мама Лола Юрьевна – профессор института иностранных языков Азербайджана. Есть у Юлия Соломоновича младший брат Михаил, журналист, переводчик, ведущий и интервьюер. Сам Юлий Гусман медицину не любил, ему становилось плохо от одного только вида крови. Однако старший сын не имел право не оправдать надежды отца и не пойти по его стопам. Именно поэтому после окончания школы Юлий Гусман отправился поступать в медицинский институт. Правда, выбрал при этом наиболее «безобидную» специализацию – психиатрия.
Юлий Гусман в студенческие годы.
Уже во время обучения в медицинском институте увлёкся трудами Фрейда, а вслед за ними – гипнозом, ясновидением и обучением во сне. Он с интересом изучал литературу по этой тематике, овладел гипнозом и пришёл к определённому выводу: ясновидение – это чистой воды шарлатанство, так как ни одного человека, владеющего этим даром, он не встретил за всю свою долгую жизнь. Популярное шоу «Битва экстрасенсов», по его мнению, простое жульничество. Юлий Гусман считает, что смотрят такие программы очень наивные люди, а после в критической ситуации относят сомнительным специалистам последние деньги.
Юлий Гусман – капитан команды КВН «Парни из Баку».
Популярная игра появилась в жизни Юлия Гусмана ещё в то время, когда он учился в мединституте. До этого он играл в школьных постановках, участвовал в художественной самодеятельности, но КВН стал частью его жизни. В 1965 году он вместе с однокурсниками организовал команду и стал её лидером. «Парни из Баку» вышли в 1967 на всесоюзный уровень и за 7 лет не проиграли ни одного турнира. Даже в то время, когда КВН закрыли и убрали с экранов, он от него не отказывался, потому что невозможно взять и выбросить кусок своей жизни. Он и сегодня не только судит игры Высшей лиги, но и сам болеет, активно помогает командам, чем может.
Юлий Гусман – капитан команды КВН «Парни из Баку».
В то время, когда в Азербайджане КВН зарождался, Юлий Гусман продолжал изучать медицину, после окончания мединститута поступил в аспирантуру, написал диссертацию, а потом пришёл к отцу уже с готовой работой и попросил отпустить из медицины. Он не хотел огорчать отца, но его призвание лежало совсем в другой плоскости. Он хотел стать кинорежиссёром. Соломон Моисеевич отпустил старшего сына, понимая: он может всю жизнь заниматься нелюбимым делом и быть несчастным, но если Юлий будет делать то, что ему по-настоящему интересно, он добьётся больших успехов. Отец был очень мудрым человеком.
Юлий Гусман.
С детства Юлий Гусман занимался физкультурой и спортом, в своих интервью он часто об этом говорит. Правда, в одних из них он рассказывал о том, что занимался двенадцатью видами и получил 8 разрядов, а в других разрядов было уже 13. Но это не столь важно. Значительных успехов ни в одном из видов спорта, он не достиг. По словам Юлия Гусмана, он всегда страдал от лишнего веса, причины которого объяснил просто: он – дитя войны. В послевоенные годы в Баку в избытке были только два продукта: крабы и чёрная икра. Хлеб, масло и сахар получали в виде пайка, поэтому и ел Юлий Гусман чёрный хлеб с икрой, «уминал калории вместе с бутербродами». И всё же в фехтовании на саблях он был чемпионом общества «Буревестник», а в карате, которым он увлёкся во время съёмок фильма «Не бойся, я с тобой», стал обладателем коричневого пояса. Коричневый означает цвет зрелости, когда спортсмен способен проследить свой путь совершенствования и понять, в каком направлении ему нужно дальше развиваться.
Юлий Гусман с женой.
В 32 года Юлий Гусман женился, один раз и навсегда. В середине 1970-х он был уже очень популярен, однако влюбиться ни в кого по-настоящему так и не смог. Но, увидев на пляже азербайджанского курорта Загульба девушку, выходящую из моря, был поражен в самое сердце. Друзья рассказали ему о том, что Надя – наполовину русская, наполовину татарка, всё детство она провела во Франции. Знакомство было очень удачным, Юлий Гусман, наконец, по-настоящему влюбился и в 1976 году расписался с Надей.
Юлий Гусман с женой.
Настоящее имя жены режиссёра – Валида, Юлий Гусман до сих пор видит в ней ту самую девушку, что выходила из моря 47 лет назад. Она подарила ему дочь Лолу, правда, жить ей теперь приходится на две страны, так как дочь вышла замуж и обосновалась в Америке, и Валида Мурадовна помогает ей с детьми. Когда у Юлия Гусмана спрашивают, не является ли он донжуаном, режиссёр, смеясь, отвечает: «Донжуан практик, а я – теоретик». По его мнению, мужчина, в первую очередь, должен быть воспитанным человеком и стеной для своей семьи.
Юлий Гусман.
Он окончил в 1973 году Высшие курсы сценаристов и режиссёров Госкино СССР, однако снимать фильмы ему, как и другим выпускникам, никто не давал. Он вернулся в Баку, начал сотрудничать с вокальным ансамблем «Гая» и замахнулся на постановку рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда». Конечно, разрешения на такую работу ему никто не давал, поэтому название оказалось простое – «Сверхзвезда», постановка была на английском языке. По сути, собрали в одно две разные постановки. Первое – «Огни большого города» – включало в себя азербайджанские песни, красочные декорации, шикарные костюмы, его Гусман ставил вместе с Марком Розовским.
Юлий Гусман.
Второе – «Сверхзвезда» – и было той самой известной во всём мире рок-оперой, о которой в те времена в СССР даже не слышали. В рок-опере вообще не было декораций, вся сценография была сделана с помощью света, узкий луч света, освещавший затылок Иисуса, создавал нимб вокруг его головы, красный луч, направленный на Иуду, придавал его образу нечто зловещее. Выступление ансамбля «Гая» привезли в Москву, и она имела огромный успех. До тех пор, пока его не увидел кто-то из министерских чиновников, знавших английский язык вообще и рок-оперу в частности. Уехали они назад в Баку, были мелкие репрессии, но по большому счёту всё обошлось.
Юлий Гусман.
После съёмок фильма «Не бойся, я с тобой» Юлий Гусман познакомился с Ниной Александровной Севрук, главным редактором редакции кинопрограмм. Именно она спасла этот фильм от забвения. В картине было множество сцен карате, а этот вид спорта негласно запретили. Нина Александровна, когда к ней пришёл Юлий Гусман, сказала, что картина ей очень понравилась, и карате там никакого нет, есть только национальная азербайджанская борьба гюлеш. Фильм в результате выпустили на экраны, а режиссёр подружился с этой очаровательной бесстрашной женщиной.
Юлий Гусман.
Однажды он был у неё, когда пришёл Иосиф Гольдин, который привёз письмо от посла СССР с предложением провести первый в истории телемост с США. В итоге поручили организовать его Гусману, он писал сценарий, искал актёров, и всё это нужно было сделать в двухдневный срок. Правда, знали о нём только те, кто принимал участие в мероприятии, по телевидению его не транслировали, на дворе стоял 1982 год. Потом был второй телемост, и только на третий пригласили в качестве ведущего Владимира Познера.
Юлий Гусман.
Когда-то Юлий Гусман вместе с Владимиром Мережко придумали и основали новую кинопремию «Ника». По словам режиссёра, его жутко раздражал тот факт, что награды дозируются и выделяются государством как паек. В то время Гусман никогда не видел, но уже слышал о том, что на кинопремию «Оскар» номинантов выдвигают сами кинематографисты и от них зависит, кто же станет победителем. Юлий Соломонович создал дирекцию по проведению церемонии как отдел Центрального Дома кинематографистов, в правление которого он тогда входил. Первое награждение состоялось в декабре 1988 года, и тогда организаторы не смогли даже полностью заполнить зал, пришлось на последние ряды посадить своих. И всё равно это был триумф, сама церемония была весёлой и доброй, без всякого официоза и занудства. На протяжении вот уже многих лет Юлий Гусман остаётся художественным руководителем Российской Академии кинематографических искусств, которая родилась благодаря «Нике».
Юлий Гусман и Никита Михалков.
Кинопремия положила начало многолетнему конфликту между Юлием Гусманом и Никитой Михалковым. Юлий Соломонович уверен: кинопремию «Золотой орёл» Никита Михалков создал только для того, чтобы закрепить за собой звание императора кино всея Руси и в пику самому Гусману. Но при этом Юлий Гусман называет Михалкова человеком-легендой, хотя он и боролся активно за то, чтобы «Золотой орёл» был единственной легитимной кинопремией в России и выжил «Нику» из Дома кино. Кинопремия сохранилась благодаря Юлию Гусману, она вручается ежегодно до сих пор.
Но Гусман человек настолько интересный и разносторонний, что заключить его в рамки только одной, пусть даже самой популярной и увлекательной, программы просто невозможно. В его жизни нашлось место психиатрии и режиссуре, фехтованию на саблях, карате и политике.
Уважаемая семья
Юлий Гусман в молодости.
Он родился и вырос в Баку, в семье, которую в городе все знали и уважали. Его отец Соломон Моисеевич был военным врачом, по-настоящему увлечённым своим делом и влюблённым в медицину. Мама Лола Юрьевна – профессор института иностранных языков Азербайджана. Есть у Юлия Соломоновича младший брат Михаил, журналист, переводчик, ведущий и интервьюер. Сам Юлий Гусман медицину не любил, ему становилось плохо от одного только вида крови. Однако старший сын не имел право не оправдать надежды отца и не пойти по его стопам. Именно поэтому после окончания школы Юлий Гусман отправился поступать в медицинский институт. Правда, выбрал при этом наиболее «безобидную» специализацию – психиатрия.
Гипноз и ясновидение
Юлий Гусман в студенческие годы.
Уже во время обучения в медицинском институте увлёкся трудами Фрейда, а вслед за ними – гипнозом, ясновидением и обучением во сне. Он с интересом изучал литературу по этой тематике, овладел гипнозом и пришёл к определённому выводу: ясновидение – это чистой воды шарлатанство, так как ни одного человека, владеющего этим даром, он не встретил за всю свою долгую жизнь. Популярное шоу «Битва экстрасенсов», по его мнению, простое жульничество. Юлий Гусман считает, что смотрят такие программы очень наивные люди, а после в критической ситуации относят сомнительным специалистам последние деньги.
Мы начинаем КВН
Юлий Гусман – капитан команды КВН «Парни из Баку».
Популярная игра появилась в жизни Юлия Гусмана ещё в то время, когда он учился в мединституте. До этого он играл в школьных постановках, участвовал в художественной самодеятельности, но КВН стал частью его жизни. В 1965 году он вместе с однокурсниками организовал команду и стал её лидером. «Парни из Баку» вышли в 1967 на всесоюзный уровень и за 7 лет не проиграли ни одного турнира. Даже в то время, когда КВН закрыли и убрали с экранов, он от него не отказывался, потому что невозможно взять и выбросить кусок своей жизни. Он и сегодня не только судит игры Высшей лиги, но и сам болеет, активно помогает командам, чем может.
Юлий Гусман – капитан команды КВН «Парни из Баку».
В то время, когда в Азербайджане КВН зарождался, Юлий Гусман продолжал изучать медицину, после окончания мединститута поступил в аспирантуру, написал диссертацию, а потом пришёл к отцу уже с готовой работой и попросил отпустить из медицины. Он не хотел огорчать отца, но его призвание лежало совсем в другой плоскости. Он хотел стать кинорежиссёром. Соломон Моисеевич отпустил старшего сына, понимая: он может всю жизнь заниматься нелюбимым делом и быть несчастным, но если Юлий будет делать то, что ему по-настоящему интересно, он добьётся больших успехов. Отец был очень мудрым человеком.
Отношения со спортом
Юлий Гусман.
С детства Юлий Гусман занимался физкультурой и спортом, в своих интервью он часто об этом говорит. Правда, в одних из них он рассказывал о том, что занимался двенадцатью видами и получил 8 разрядов, а в других разрядов было уже 13. Но это не столь важно. Значительных успехов ни в одном из видов спорта, он не достиг. По словам Юлия Гусмана, он всегда страдал от лишнего веса, причины которого объяснил просто: он – дитя войны. В послевоенные годы в Баку в избытке были только два продукта: крабы и чёрная икра. Хлеб, масло и сахар получали в виде пайка, поэтому и ел Юлий Гусман чёрный хлеб с икрой, «уминал калории вместе с бутербродами». И всё же в фехтовании на саблях он был чемпионом общества «Буревестник», а в карате, которым он увлёкся во время съёмок фильма «Не бойся, я с тобой», стал обладателем коричневого пояса. Коричневый означает цвет зрелости, когда спортсмен способен проследить свой путь совершенствования и понять, в каком направлении ему нужно дальше развиваться.
Донжуан теоретик
Юлий Гусман с женой.
В 32 года Юлий Гусман женился, один раз и навсегда. В середине 1970-х он был уже очень популярен, однако влюбиться ни в кого по-настоящему так и не смог. Но, увидев на пляже азербайджанского курорта Загульба девушку, выходящую из моря, был поражен в самое сердце. Друзья рассказали ему о том, что Надя – наполовину русская, наполовину татарка, всё детство она провела во Франции. Знакомство было очень удачным, Юлий Гусман, наконец, по-настоящему влюбился и в 1976 году расписался с Надей.
Юлий Гусман с женой.
Настоящее имя жены режиссёра – Валида, Юлий Гусман до сих пор видит в ней ту самую девушку, что выходила из моря 47 лет назад. Она подарила ему дочь Лолу, правда, жить ей теперь приходится на две страны, так как дочь вышла замуж и обосновалась в Америке, и Валида Мурадовна помогает ей с детьми. Когда у Юлия Гусмана спрашивают, не является ли он донжуаном, режиссёр, смеясь, отвечает: «Донжуан практик, а я – теоретик». По его мнению, мужчина, в первую очередь, должен быть воспитанным человеком и стеной для своей семьи.
Первым в стране поставил рок-оперу
Юлий Гусман.
Он окончил в 1973 году Высшие курсы сценаристов и режиссёров Госкино СССР, однако снимать фильмы ему, как и другим выпускникам, никто не давал. Он вернулся в Баку, начал сотрудничать с вокальным ансамблем «Гая» и замахнулся на постановку рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда». Конечно, разрешения на такую работу ему никто не давал, поэтому название оказалось простое – «Сверхзвезда», постановка была на английском языке. По сути, собрали в одно две разные постановки. Первое – «Огни большого города» – включало в себя азербайджанские песни, красочные декорации, шикарные костюмы, его Гусман ставил вместе с Марком Розовским.
Юлий Гусман.
Второе – «Сверхзвезда» – и было той самой известной во всём мире рок-оперой, о которой в те времена в СССР даже не слышали. В рок-опере вообще не было декораций, вся сценография была сделана с помощью света, узкий луч света, освещавший затылок Иисуса, создавал нимб вокруг его головы, красный луч, направленный на Иуду, придавал его образу нечто зловещее. Выступление ансамбля «Гая» привезли в Москву, и она имела огромный успех. До тех пор, пока его не увидел кто-то из министерских чиновников, знавших английский язык вообще и рок-оперу в частности. Уехали они назад в Баку, были мелкие репрессии, но по большому счёту всё обошлось.
Организовал первый телемост СССР – США ещё до перестройки
Юлий Гусман.
После съёмок фильма «Не бойся, я с тобой» Юлий Гусман познакомился с Ниной Александровной Севрук, главным редактором редакции кинопрограмм. Именно она спасла этот фильм от забвения. В картине было множество сцен карате, а этот вид спорта негласно запретили. Нина Александровна, когда к ней пришёл Юлий Гусман, сказала, что картина ей очень понравилась, и карате там никакого нет, есть только национальная азербайджанская борьба гюлеш. Фильм в результате выпустили на экраны, а режиссёр подружился с этой очаровательной бесстрашной женщиной.
Юлий Гусман.
Однажды он был у неё, когда пришёл Иосиф Гольдин, который привёз письмо от посла СССР с предложением провести первый в истории телемост с США. В итоге поручили организовать его Гусману, он писал сценарий, искал актёров, и всё это нужно было сделать в двухдневный срок. Правда, знали о нём только те, кто принимал участие в мероприятии, по телевидению его не транслировали, на дворе стоял 1982 год. Потом был второй телемост, и только на третий пригласили в качестве ведущего Владимира Познера.
Премия «Ника» и конфликт с Никитой Михалковым
Юлий Гусман.
Когда-то Юлий Гусман вместе с Владимиром Мережко придумали и основали новую кинопремию «Ника». По словам режиссёра, его жутко раздражал тот факт, что награды дозируются и выделяются государством как паек. В то время Гусман никогда не видел, но уже слышал о том, что на кинопремию «Оскар» номинантов выдвигают сами кинематографисты и от них зависит, кто же станет победителем. Юлий Соломонович создал дирекцию по проведению церемонии как отдел Центрального Дома кинематографистов, в правление которого он тогда входил. Первое награждение состоялось в декабре 1988 года, и тогда организаторы не смогли даже полностью заполнить зал, пришлось на последние ряды посадить своих. И всё равно это был триумф, сама церемония была весёлой и доброй, без всякого официоза и занудства. На протяжении вот уже многих лет Юлий Гусман остаётся художественным руководителем Российской Академии кинематографических искусств, которая родилась благодаря «Нике».
Юлий Гусман и Никита Михалков.
Кинопремия положила начало многолетнему конфликту между Юлием Гусманом и Никитой Михалковым. Юлий Соломонович уверен: кинопремию «Золотой орёл» Никита Михалков создал только для того, чтобы закрепить за собой звание императора кино всея Руси и в пику самому Гусману. Но при этом Юлий Гусман называет Михалкова человеком-легендой, хотя он и боролся активно за то, чтобы «Золотой орёл» был единственной легитимной кинопремией в России и выжил «Нику» из Дома кино. Кинопремия сохранилась благодаря Юлию Гусману, она вручается ежегодно до сих пор.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.