Почему Виктору Проскурину предрекали провал в актёрской профессии
8 февраля могло бы исполниться 70 лет знаменитому актеру театра и кино, заслуженному артисту РСФСР Виктору Проскурину, но 2 года назад он ушел из жизни.
На его счету – более 120 ролей, среди которых самыми яркими стали Генка Ляпишев из «Большой перемены», многодетный отец в фильме «Однажды, двадцать лет спустя», Вожеватов из «Жестокого романса». А ведь когда-то актеру сказали, что в театре и в кино ему делать нечего. Почему его перспективы в профессии вызывали сомнения, из-за чего, по словам коллег, на склоне лет ему «не давали дышать» и что ускорило его уход – далее в обзоре.
Виктор Проскурин в детстве
В школьные годы Виктор Проскурин и мечтать не мог о том, что уже в старших классах начнет сниматься в кино. Он вырос в простой семье: его отец работал на железной дороге, мать – на цементном заводе. А сам Виктор с детства увлекался творческом. В школе он занимался в литературном кружке и посещал театральную студию при Доме пионеров. Именно там его однажды и заприметила ассистентка режиссера киностудии им. М. Горького.
Так в 16 лет Проскурин впервые очутился на съемочной площадке. Он сыграл роль юного бойца-чапаевца в фильме «Орлята Чапая». Конечно, после этого у него не осталось никаких сомнений по поводу того, чем он хочет заниматься в будущем. Правда, поначалу, чтобы помочь родителям, он перешел в вечернюю школу и в 14 лет устроился станочником на фетровую фабрику. Но как только он получил аттестат, твердо решил штурмовать театральные вузы.
Дебютная кинороль Виктора Проскурина в фильме *Орлята Чапая*, 1968
Виктор надеялся на то, что его успешный кинодебют станет весомым аргументом при поступлении, но его ждало огромное разочарование. Юношу забраковали во всех столичных вузах. Причина была обидной – не отсутствие таланта, а неказистая внешность. Педагогов из приемных комиссий смущал и его невысокий рост, и рыжие волосы, и незапоминающееся лицо.
Наверное, вердикт комиссии в Щукинском училище звучал наиболее жестоко: «Молодой человек, у вас же нет глаз. Что вы будете делать на сцене с таким невыразительным лицом?». По отцу у него были казахские корни, и глаза у него были действительно небольшого размера. Разрез глаз исправить было совершенно невозможно, но позже кинокритики об этом взгляде писали уже совсем в иных интонациях. Говорили, что Проскурин может сыграть роль без единой реплики, с помощью одних глаз.
Актер в молодости
Возможно, поэтому он и стал актером – работал «на сопротивление», не благодаря, а вопреки тому, что в нем сомневались все вокруг. Через год Проскурин снова пришел в то же Щукинское училище, и на этот раз его приняли. А позже благодаря своему упрямству, волевому характеру и желанию доказать, что в этой профессии талант имеет куда большее значение, чем яркая внешность, он превратился в одного из самых востребованных советских актеров.
Вера Глаголева и Виктор Проскурин в фильме *Выйти замуж за капитана*, 1985
Неказистая внешность не мешала ему играть не только характерные роли, но и романтических героев, он был одинаково ярок и в главных ролях, и в эпизодах. У него было то, что называют сильной мужской харизмой, и режиссеры активно эксплуатировали это качество. Проскурин часто появлялся на экранах в образах военных и представителей органов правопорядка. Его честный и прямой пограничник Блинов из фильма «Выйти замуж за капитана» покорил не только главную героиню в исполнении Веры Глаголевой, но и миллионы зрительниц во всем СССР.
Заслуженный артист РСФСР Виктор Проскурин
Однако твердый и бескомпромиссный характер далеко не всегда помогал ему в профессии. Многие коллеги считали Проскурина человеком неуживчивым и сложным в общении. Говорят, именно по этой причине ему приходилось уходить из театров, в которых он успешно выступал на протяжении долгого времени. Он так и не стал по-настоящему своим ни в «Ленкоме», ни в Театре им. М. Ермоловой.
Ирина Алферова говорила о его уходе из «Ленкома»: «Не только в дисциплине дело, которую он нарушал. У мужчины-актера наступает момент, когда он больше не может подчиняться – режиссеру, коллективу, каким-либо правилам… К тому же у Захарова был свой, авторский театр, где актеры всего лишь воплощали его режиссерские замыслы, и, по-моему, Витя не выдержал: ему стало тесно, у него своих идей, желаний, представлений о чем-то было полно. Подчиняться он не мог».
Виктор Проскурин в фильме *Большая перемена*, 1972-1973
Но вместе с тем среди его коллег было немало тех, кто отзывался о нем с большой теплотой. Свою первую заметную роль в кино Проскурин сыграл в 20 лет. Это был безалаберный Генка Ляпишев, который норовил сбежать с уроков на танцы. Тут актеру пригодился и его собственный опыт учебы в вечерней школе, и опыт работы на фабрике. На съемках он собирал вокруг себя всю молодежь и веселил коллег историями, показанными в лицах. Наталья Гвоздикова говорила, что работа вместе с ним превращалась в праздник.
Наталья Гундарева и Виктор Проскурин в фильме *Однажды, двадцать лет спустя*, 1980
А сам актер одной из самых любимых своих работ называл роль многодетного отца в фильме «Однажды, двадцать лет спустя». Его жену сыграла Наталья Гундарева. Проскурин говорил, что с ней и играть не приходилось: «С Наташей ничего придумывать не надо, нужно было только смотреть на нее. Самое главное – внимательно смотреть ей в глаза. Когда мой герой на коленях объясняется ей в любви, я буквально утонул в Наташиных глазах. Я верил искреннее, что я ее люблю. Я Наташу действительно очень любил, но больше, чем другом, мне не повезло ей стать».
Кадры из фильма *Жестокий романс*, 1984
Сценарист фильма «Однажды, двадцать лет спустя» Аркадий Инин говорил о Проскурине как о тонком и проницательном актере, который мог одним только взглядом выразить целую гамму чувств. Инин сокрушался по поводу того, что после распада Союза актер не получал больших ролей, хоть и продолжал много сниматься. Сценарист считал, что Проскурину попросту «не давали дышать – герой с душой стал не нужен».
Заслуженный артист РСФСР Виктор Проскурин
Он не мог много сниматься еще и потому, что в середине 1990-х гг. попал в аварию, и тогда врачи вытащили его с того света. Актер перенес несколько операций, период восстановления был очень долгим. Проскурин не мог ходить без трости и, конечно, от съемок на время пришлось отказаться. В начале «нулевых» он вновь начал часто появляться на экранах в небольших ролях в сериалах, но актер так истощал, постарел и осунулся, что зрители его попросту перестали узнавать.
Заслуженный артист РСФСР Виктор Проскурин
В последние годы актер страдал от многочисленных проблем со здоровьем. В конце мая 2020 г. Виктор Проскурин попал в больницу с приступом хронической обструктивной болезни легких, провел несколько дней в реанимации, а 30 мая его не стало. Ему было 68 лет. Он ушел из-за того, что в буквальном смысле не смог дышать.
Виктор Проскурин в сериале *Ищейка*, 2015
На его счету – более 120 ролей, среди которых самыми яркими стали Генка Ляпишев из «Большой перемены», многодетный отец в фильме «Однажды, двадцать лет спустя», Вожеватов из «Жестокого романса». А ведь когда-то актеру сказали, что в театре и в кино ему делать нечего. Почему его перспективы в профессии вызывали сомнения, из-за чего, по словам коллег, на склоне лет ему «не давали дышать» и что ускорило его уход – далее в обзоре.
Лицо не для сцены
Виктор Проскурин в детстве
В школьные годы Виктор Проскурин и мечтать не мог о том, что уже в старших классах начнет сниматься в кино. Он вырос в простой семье: его отец работал на железной дороге, мать – на цементном заводе. А сам Виктор с детства увлекался творческом. В школе он занимался в литературном кружке и посещал театральную студию при Доме пионеров. Именно там его однажды и заприметила ассистентка режиссера киностудии им. М. Горького.
Так в 16 лет Проскурин впервые очутился на съемочной площадке. Он сыграл роль юного бойца-чапаевца в фильме «Орлята Чапая». Конечно, после этого у него не осталось никаких сомнений по поводу того, чем он хочет заниматься в будущем. Правда, поначалу, чтобы помочь родителям, он перешел в вечернюю школу и в 14 лет устроился станочником на фетровую фабрику. Но как только он получил аттестат, твердо решил штурмовать театральные вузы.
Дебютная кинороль Виктора Проскурина в фильме *Орлята Чапая*, 1968
Виктор надеялся на то, что его успешный кинодебют станет весомым аргументом при поступлении, но его ждало огромное разочарование. Юношу забраковали во всех столичных вузах. Причина была обидной – не отсутствие таланта, а неказистая внешность. Педагогов из приемных комиссий смущал и его невысокий рост, и рыжие волосы, и незапоминающееся лицо.
Наверное, вердикт комиссии в Щукинском училище звучал наиболее жестоко: «Молодой человек, у вас же нет глаз. Что вы будете делать на сцене с таким невыразительным лицом?». По отцу у него были казахские корни, и глаза у него были действительно небольшого размера. Разрез глаз исправить было совершенно невозможно, но позже кинокритики об этом взгляде писали уже совсем в иных интонациях. Говорили, что Проскурин может сыграть роль без единой реплики, с помощью одних глаз.
Неказистая внешность и настоящий мужской характер
Актер в молодости
Возможно, поэтому он и стал актером – работал «на сопротивление», не благодаря, а вопреки тому, что в нем сомневались все вокруг. Через год Проскурин снова пришел в то же Щукинское училище, и на этот раз его приняли. А позже благодаря своему упрямству, волевому характеру и желанию доказать, что в этой профессии талант имеет куда большее значение, чем яркая внешность, он превратился в одного из самых востребованных советских актеров.
Вера Глаголева и Виктор Проскурин в фильме *Выйти замуж за капитана*, 1985
Неказистая внешность не мешала ему играть не только характерные роли, но и романтических героев, он был одинаково ярок и в главных ролях, и в эпизодах. У него было то, что называют сильной мужской харизмой, и режиссеры активно эксплуатировали это качество. Проскурин часто появлялся на экранах в образах военных и представителей органов правопорядка. Его честный и прямой пограничник Блинов из фильма «Выйти замуж за капитана» покорил не только главную героиню в исполнении Веры Глаголевой, но и миллионы зрительниц во всем СССР.
Заслуженный артист РСФСР Виктор Проскурин
Однако твердый и бескомпромиссный характер далеко не всегда помогал ему в профессии. Многие коллеги считали Проскурина человеком неуживчивым и сложным в общении. Говорят, именно по этой причине ему приходилось уходить из театров, в которых он успешно выступал на протяжении долгого времени. Он так и не стал по-настоящему своим ни в «Ленкоме», ни в Театре им. М. Ермоловой.
Ирина Алферова говорила о его уходе из «Ленкома»: «Не только в дисциплине дело, которую он нарушал. У мужчины-актера наступает момент, когда он больше не может подчиняться – режиссеру, коллективу, каким-либо правилам… К тому же у Захарова был свой, авторский театр, где актеры всего лишь воплощали его режиссерские замыслы, и, по-моему, Витя не выдержал: ему стало тесно, у него своих идей, желаний, представлений о чем-то было полно. Подчиняться он не мог».
Виктор Проскурин в фильме *Большая перемена*, 1972-1973
Но вместе с тем среди его коллег было немало тех, кто отзывался о нем с большой теплотой. Свою первую заметную роль в кино Проскурин сыграл в 20 лет. Это был безалаберный Генка Ляпишев, который норовил сбежать с уроков на танцы. Тут актеру пригодился и его собственный опыт учебы в вечерней школе, и опыт работы на фабрике. На съемках он собирал вокруг себя всю молодежь и веселил коллег историями, показанными в лицах. Наталья Гвоздикова говорила, что работа вместе с ним превращалась в праздник.
Наталья Гундарева и Виктор Проскурин в фильме *Однажды, двадцать лет спустя*, 1980
А сам актер одной из самых любимых своих работ называл роль многодетного отца в фильме «Однажды, двадцать лет спустя». Его жену сыграла Наталья Гундарева. Проскурин говорил, что с ней и играть не приходилось: «С Наташей ничего придумывать не надо, нужно было только смотреть на нее. Самое главное – внимательно смотреть ей в глаза. Когда мой герой на коленях объясняется ей в любви, я буквально утонул в Наташиных глазах. Я верил искреннее, что я ее люблю. Я Наташу действительно очень любил, но больше, чем другом, мне не повезло ей стать».
Когда не хватает воздуха
Кадры из фильма *Жестокий романс*, 1984
Сценарист фильма «Однажды, двадцать лет спустя» Аркадий Инин говорил о Проскурине как о тонком и проницательном актере, который мог одним только взглядом выразить целую гамму чувств. Инин сокрушался по поводу того, что после распада Союза актер не получал больших ролей, хоть и продолжал много сниматься. Сценарист считал, что Проскурину попросту «не давали дышать – герой с душой стал не нужен».
Заслуженный артист РСФСР Виктор Проскурин
Он не мог много сниматься еще и потому, что в середине 1990-х гг. попал в аварию, и тогда врачи вытащили его с того света. Актер перенес несколько операций, период восстановления был очень долгим. Проскурин не мог ходить без трости и, конечно, от съемок на время пришлось отказаться. В начале «нулевых» он вновь начал часто появляться на экранах в небольших ролях в сериалах, но актер так истощал, постарел и осунулся, что зрители его попросту перестали узнавать.
Заслуженный артист РСФСР Виктор Проскурин
В последние годы актер страдал от многочисленных проблем со здоровьем. В конце мая 2020 г. Виктор Проскурин попал в больницу с приступом хронической обструктивной болезни легких, провел несколько дней в реанимации, а 30 мая его не стало. Ему было 68 лет. Он ушел из-за того, что в буквальном смысле не смог дышать.
Виктор Проскурин в сериале *Ищейка*, 2015
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.