Почему Ию Саввину называли неудобной актрисой
10 лет назад, 27 августа 2011 г., ушла из жизни известная актриса театра и кино, народная артистка СССР Ия Саввина. В ее фильмографии – более 40 работ в фильмах и 20 в телеспектаклях, но и 3-х из них было бы достаточно для того, чтобы стать легендой кино: «Дама с собачкой», «История Аси Клячиной» и «Гараж».
Не имея актерского образования, она с первой же роли завоевала признание не только в СССР, но и за рубежом, получив приз в Каннах. Коллеги ее побаивались, режиссеры считали проблемной, и только самые близкие знали о том, что скрывается под маской резкой, категоричной и непримиримой железной леди.
Актриса в молодости
Она хотела стать учительницей, получила образование журналистки, а работала актрисой. В ее судьбе таких парадоксов было немало, вот только вряд ли их можно было списать на волю слепого случая. Когда Ия приехала в столицу из Воронежской области, прием документов на филологический факультет уже завершился, а на журфак еще принимали, и она поступила туда. Но постановки в студенческом театре МГУ ее увлекали больше, чем учеба.
Актриса в молодости
Спектакли со студентами ставил режиссер Ролан Быков. Именно его и называют первооткрывателем актерского таланта Ии Саввиной, которой он доверил главную роль в своей постановке «Такая любовь». Свои уроки актерского мастерства Ия получала прямо на сцене, и они были своеобразными. Поначалу Саввина говорила так тихо, что ее не слышали даже в первом ряду, и Быков сказал ей: «Иечка, нужен посыл, посыл в зрительный зал».
Вот и весь урок сценической речи, но Ия усвоила его и запомнила навсегда. Она работала над собой с таким самоотречением, что это часто бывало в ущерб себе. Актриса признавалась: «Посыл этот стоит дорого при давлении девяносто на шестьдесят. Когда я уходила со сцены с Раскольниковым в «Соне Мармеладовой», было сто восемьдесят на сто двадцать. Вот чем оборачивался этот посыл».
Ия Саввина в фильме *Дама с собачкой*, 1960
В этом спектакле на сцене студенческого театра Саввину увидел Алексей Баталов и порекомендовал режиссеру Иосифу Хейфицу пригласить ее на главную роль в фильме «Дама с собачкой». С первого же взгляда тот понял, что эта девушка идеально попадает в образ чеховской героини, и утвердил никому не известную актрису. Его решение многих возмутило. Людмила Гурченко, которая была в числе претенденток на эту роль, признавалась: «Лично меня искренне огорчило, что такую неприметную девушку берут на «даму».
Ия Саввина в фильме *Дама с собачкой*, 1960
Когда картина вышла на экраны, ее тут же назвали в СССР лучшей экранизацией произведения Чехова и отправили на Международный кинофестиваль в Каннах, где актриса-дебютантка получила титул «сенсации фестиваля» и специальную премию за лучшую женскую роль из рук самого Феллини.
Актриса в молодости
Однако самой большой наградой для Саввиной стало комплиментарное письмо от Фаины Раневской. Мало того, что они не были знакомы, так еще и слова одобрения от легендарной артистки коллеги слышали редко – только в тех случаях, когда это было действительно заслуженно. В том же 1960 г. Саввина стала актрисой Театра им. Моссовета, где выступала Фаина Раневская, и они вместе с Верой Марецкой сразу же приняли дебютантку без образования в свой круг, помогали в профессии, давали советы.
После этого актрисы подружились. Обе были остры на язык, обе обладали очень сильными характерами, но при этом были ранимыми и чувствительными. Раневская называла Саввину «смесью гремучей змеи со степным колокольчиком», а еще – «большой актрисой большого дарования». Однажды Фаина подарила подруге картину с подписью «Талантливой Саввиной от такой же Раневской». Даже день памяти у них теперь один на двоих: Ия ушла из жизни 27 августа, в день рождения Фаины.
Народная артистка СССР Ия Саввина
Наверное, многим зрителям известно, что Ия Саввина озвучила Пятачка в мультфильме о Винни-Пухе. Но немногие знают о том, что она специально спародировала манеру речи знаменитой поэтессы Беллы Ахмадулиной – та читала свои стихи нараспев, и когда Пятачок говорил ее хрустальным голосом, все покатывались со смеху. Тем более при монтаже запись ускорили, а тон повысили. Интересно то, что Ахмадулина не только не обиделась, но даже позвонила актрисе и сказала: «Спасибо, что вы подложили мне не свинью, а прелестного поросенка!»
Кадр из фильма *История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж*, 1966
Андрей Кончаловский снял Ию Саввину в своих фильмах «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» и «Романс о влюбленных». Режиссер говорил, что в ней было редкое сочетание внешней хрупкости и твердого характера, неприметной внешности «серой моли» и огненного темперамента. К своей героине Асе Клячиной актриса всегда относилась трепетно, как к живому человеку, и говорила о ней: «Сейчас все вокруг привыкли всё время всё требовать от окружающих, от жизни, от Бога… Ася Клячина ничего для себя никогда не требует, она из тех, кто отдает. И я пыталась у нее этому учиться».
Народная артистка СССР Ия Саввина
Режиссеры считали ее «неудобной актрисой», ведь она была очень щепетильна в выборе ролей, за словом в карман не лезла, не заискивала с мэтрами, часто была резкой, язвительной и прямолинейной. Но при этом Саввина была профессионалом самого высокого уровня, требовательность проявляла в первую очередь к самой себе и никогда не забывала добра, которое для нее делали. Коллеги говорили о ней: «невыносимая, но любимая», «неудобная актриса, с которой безумно интересно».
Ия Саввина в роли Долли Облонской в фильме *Анна Каренина*, 1967
Ия Саввина с легкостью перевоплощалась из чеховской «дамы» в деревенскую Асю, из Долли Облонской в «Анне Карениной» в расчетливую чиновницу в «Гараже». Эльдар Рязанов признавался, что работа с Саввиной была сплошным удовольствием, и никто, кроме нее, не мог так точно и филигранно создать образ «серого кардинала» – зампредседателя гаражного кооператива Лидии Аникеевой.
Кадр из фильма *Гараж*, 1979
А сама Саввина видела в своих героинях много общего: «Я всегда мечтала сыграть женщину, противостоящую обстоятельствам. Такова моя крестьянка Ася, такова и княгиня Долли – идеал толстовской женщины. Они дороги мне как прообразы, и я в долгу перед ними как актриса».
Народная артистка СССР Ия Саввина
Только люди из близкого окружения актрисы знали, что она попросту не имела права быть слабой, и только сила духа позволяла ей не опускать руки. Еще в 19 лет Ия вышла замуж за аспиранта МГУ, а через 2 года узнала о том, что ждет ребенка. Несмотря на то, что это могло помешать ее начинающейся актерской карьере, она решила стать матерью. Сын Сергей родился с синдромом Дауна. Врачи предупреждали, что он может не дожить и до 16 лет, и предлагали оставить его в детском доме. Саввина наотрез отказалась и забрала его домой.
Актриса в зрелые годы
Позже актрисе предлагали отдать сына в специализированный подмосковный интернат, но она стала одной из первых знаменитостей, кто открыто заявил о том, что особенного ребенка можно растить в обычной семье. Она никогда не скрывала того, что у нее – солнечный сын, хотя и не спекулировала этой темой. Ия приложила все усилия для того, чтобы у сына были все возможности для разностороннего развития, она приглашала на дом преподавателей, и Сергей смог окончить университет и устроиться работать переводчиком.
Народная артистка СССР Ия Саввина
Не имея актерского образования, она с первой же роли завоевала признание не только в СССР, но и за рубежом, получив приз в Каннах. Коллеги ее побаивались, режиссеры считали проблемной, и только самые близкие знали о том, что скрывается под маской резкой, категоричной и непримиримой железной леди.
Актриса в молодости
Она хотела стать учительницей, получила образование журналистки, а работала актрисой. В ее судьбе таких парадоксов было немало, вот только вряд ли их можно было списать на волю слепого случая. Когда Ия приехала в столицу из Воронежской области, прием документов на филологический факультет уже завершился, а на журфак еще принимали, и она поступила туда. Но постановки в студенческом театре МГУ ее увлекали больше, чем учеба.
Посыл в зрительный зал
Актриса в молодости
Спектакли со студентами ставил режиссер Ролан Быков. Именно его и называют первооткрывателем актерского таланта Ии Саввиной, которой он доверил главную роль в своей постановке «Такая любовь». Свои уроки актерского мастерства Ия получала прямо на сцене, и они были своеобразными. Поначалу Саввина говорила так тихо, что ее не слышали даже в первом ряду, и Быков сказал ей: «Иечка, нужен посыл, посыл в зрительный зал».
Вот и весь урок сценической речи, но Ия усвоила его и запомнила навсегда. Она работала над собой с таким самоотречением, что это часто бывало в ущерб себе. Актриса признавалась: «Посыл этот стоит дорого при давлении девяносто на шестьдесят. Когда я уходила со сцены с Раскольниковым в «Соне Мармеладовой», было сто восемьдесят на сто двадцать. Вот чем оборачивался этот посыл».
Как дебютантка обошла Людмилу Гурченко
Ия Саввина в фильме *Дама с собачкой*, 1960
В этом спектакле на сцене студенческого театра Саввину увидел Алексей Баталов и порекомендовал режиссеру Иосифу Хейфицу пригласить ее на главную роль в фильме «Дама с собачкой». С первого же взгляда тот понял, что эта девушка идеально попадает в образ чеховской героини, и утвердил никому не известную актрису. Его решение многих возмутило. Людмила Гурченко, которая была в числе претенденток на эту роль, признавалась: «Лично меня искренне огорчило, что такую неприметную девушку берут на «даму».
Ия Саввина в фильме *Дама с собачкой*, 1960
Когда картина вышла на экраны, ее тут же назвали в СССР лучшей экранизацией произведения Чехова и отправили на Международный кинофестиваль в Каннах, где актриса-дебютантка получила титул «сенсации фестиваля» и специальную премию за лучшую женскую роль из рук самого Феллини.
Смесь гремучей змеи со степным колокольчиком
Актриса в молодости
Однако самой большой наградой для Саввиной стало комплиментарное письмо от Фаины Раневской. Мало того, что они не были знакомы, так еще и слова одобрения от легендарной артистки коллеги слышали редко – только в тех случаях, когда это было действительно заслуженно. В том же 1960 г. Саввина стала актрисой Театра им. Моссовета, где выступала Фаина Раневская, и они вместе с Верой Марецкой сразу же приняли дебютантку без образования в свой круг, помогали в профессии, давали советы.
После этого актрисы подружились. Обе были остры на язык, обе обладали очень сильными характерами, но при этом были ранимыми и чувствительными. Раневская называла Саввину «смесью гремучей змеи со степным колокольчиком», а еще – «большой актрисой большого дарования». Однажды Фаина подарила подруге картину с подписью «Талантливой Саввиной от такой же Раневской». Даже день памяти у них теперь один на двоих: Ия ушла из жизни 27 августа, в день рождения Фаины.
Как актриса подложила поросенка Белле Ахмадулиной
Народная артистка СССР Ия Саввина
Наверное, многим зрителям известно, что Ия Саввина озвучила Пятачка в мультфильме о Винни-Пухе. Но немногие знают о том, что она специально спародировала манеру речи знаменитой поэтессы Беллы Ахмадулиной – та читала свои стихи нараспев, и когда Пятачок говорил ее хрустальным голосом, все покатывались со смеху. Тем более при монтаже запись ускорили, а тон повысили. Интересно то, что Ахмадулина не только не обиделась, но даже позвонила актрисе и сказала: «Спасибо, что вы подложили мне не свинью, а прелестного поросенка!»
Неудобная и непревзойденная
Кадр из фильма *История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж*, 1966
Андрей Кончаловский снял Ию Саввину в своих фильмах «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» и «Романс о влюбленных». Режиссер говорил, что в ней было редкое сочетание внешней хрупкости и твердого характера, неприметной внешности «серой моли» и огненного темперамента. К своей героине Асе Клячиной актриса всегда относилась трепетно, как к живому человеку, и говорила о ней: «Сейчас все вокруг привыкли всё время всё требовать от окружающих, от жизни, от Бога… Ася Клячина ничего для себя никогда не требует, она из тех, кто отдает. И я пыталась у нее этому учиться».
Народная артистка СССР Ия Саввина
Режиссеры считали ее «неудобной актрисой», ведь она была очень щепетильна в выборе ролей, за словом в карман не лезла, не заискивала с мэтрами, часто была резкой, язвительной и прямолинейной. Но при этом Саввина была профессионалом самого высокого уровня, требовательность проявляла в первую очередь к самой себе и никогда не забывала добра, которое для нее делали. Коллеги говорили о ней: «невыносимая, но любимая», «неудобная актриса, с которой безумно интересно».
Ия Саввина в роли Долли Облонской в фильме *Анна Каренина*, 1967
Ия Саввина с легкостью перевоплощалась из чеховской «дамы» в деревенскую Асю, из Долли Облонской в «Анне Карениной» в расчетливую чиновницу в «Гараже». Эльдар Рязанов признавался, что работа с Саввиной была сплошным удовольствием, и никто, кроме нее, не мог так точно и филигранно создать образ «серого кардинала» – зампредседателя гаражного кооператива Лидии Аникеевой.
Кадр из фильма *Гараж*, 1979
А сама Саввина видела в своих героинях много общего: «Я всегда мечтала сыграть женщину, противостоящую обстоятельствам. Такова моя крестьянка Ася, такова и княгиня Долли – идеал толстовской женщины. Они дороги мне как прообразы, и я в долгу перед ними как актриса».
Солнечный сын
Народная артистка СССР Ия Саввина
Только люди из близкого окружения актрисы знали, что она попросту не имела права быть слабой, и только сила духа позволяла ей не опускать руки. Еще в 19 лет Ия вышла замуж за аспиранта МГУ, а через 2 года узнала о том, что ждет ребенка. Несмотря на то, что это могло помешать ее начинающейся актерской карьере, она решила стать матерью. Сын Сергей родился с синдромом Дауна. Врачи предупреждали, что он может не дожить и до 16 лет, и предлагали оставить его в детском доме. Саввина наотрез отказалась и забрала его домой.
Актриса в зрелые годы
Позже актрисе предлагали отдать сына в специализированный подмосковный интернат, но она стала одной из первых знаменитостей, кто открыто заявил о том, что особенного ребенка можно растить в обычной семье. Она никогда не скрывала того, что у нее – солнечный сын, хотя и не спекулировала этой темой. Ия приложила все усилия для того, чтобы у сына были все возможности для разностороннего развития, она приглашала на дом преподавателей, и Сергей смог окончить университет и устроиться работать переводчиком.
Народная артистка СССР Ия Саввина
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.