Как детдомовец Николай Губенко снял фильм о своей судьбе и стал министром культуры и знаменитым режиссёром
17 августа могло бы исполниться 80 лет известному актеру, сценаристу и режиссеру Николаю Губенко, но год назад он ушел из жизни за день до своего 79-летия.
Судьба его не баловала: он появился на свет в катакомбах во время бомбежки, рано осиротел, провел детство в детдоме. Но тем не менее впоследствии стал ведущим актером Театра на Таганке, киноактером, которого снимали Марлен Хуциев, Сергей Бондарчук и Глеб Панфилов, а позже и сам стал режиссером, имя которого прогремело не только на родине, но и за рубежом, а также последним министром культуры СССР.
Актер в молодости
В детстве Николай Губенко пережил беду, которая впоследствии отразилась на всей его жизни. Он родился 17 августа 1941 г. в одесских катакомбах, где его мать пряталась от налетов фашистской авиации. В 1942 г. не стало его отца, военного летчика, бортмеханика бомбардировщика, – он был сбит в воздушном бою под Ворошиловградом. В том же году нацистские оккупанты повесили его мать – она хорошо знала немецкий язык, ей предложили работать в городской комендатуре, но женщина наотрез отказалась сотрудничать с нацистами.
Николай Губенко в фильме *Мне двадцать лет*, 1962-1964
Пятеро детей остались сиротами. Николая – самого младшего из детей – забрали к себе бабушка с дедушкой. Остальных взяли на воспитание соседи. О том, что у него есть 3 сестры и брат, Коля узнал только в 16 лет. Их всех усыновили чужие люди, они выросли в разных семьях и так и не стали друг для друга родными. Как и многие в те времена, бабушка и дедушка Коли жили впроголодь, из-за чего вскоре решили отдать внука в детдом – Одесскую спецшколу-интернат для детей погибших офицеров. Там он впервые попробовал блюдо, которое тогда казалось ему недоступным лакомством, – борщ со сметаной.
Николай Губенко в фильме *Мне двадцать лет*, 1962-1964
Позже Колю перевели в Суворовское училище, где в старших классах несколько предметов читали на английском языке. Ему должна была быть уготована совсем иная участь. Позже Губенко рассказывал: «Я должен был стать военным переводчиком, исходя из специфики той школы-интерната, в которой я воспитывался. Но в 1955-м году Хрущев сократил армию на 300 тысяч человек и вместе с ней Военный институт иностранных языков, куда я должен был идти прямиком из спецшколы-интерната».
Кадр из фильма *Мальчик и девочка*, 1966
Сам же Николай с ранних лет больше всего любил занятия в школьном драмкружке. Одноклассники называли его Артистом – он участвовал во всех постановках, играл в оркестре на кларнете, выступил на областном конкурсе джазистов, посещал танцевальный кружок Одесского клуба трамвайщиков и театральную студию при Доме актера. После окончания училища он устроился в Одесский ТЮЗ – сначала монтировщиком и машинистом сцены, потом – актером вспомогательного состава.
Николай Губенко в фильме *Пароль не нужен*, 1967
В характеристике, написанной преподавателем его училища, о нем говорилось так: «Николай Губенко обладает хорошими способностями, но ленив и не хочет работать. Очень часто самовольно уходит из школы, но благодаря его хитрости это проходит в большинстве случаев безнаказанно. К спорту и физкультуре равнодушен. У товарищей авторитетом не пользуется, но умеет потешать товарищей. Активист кружка самодеятельности и музыкального кружка. Мечтает стать актером».
Актер, сценарист и режиссер Николай Губенко
В 20 лет Николай уехал в Москву, поступил во ВГИК на курс Сергея Герасимова, преодолев конкурс в 3 тысячи человек. Параллельно он занимался в Государственном цирковом училище, осваивал хождение по канату, чтобы научиться владеть своим телом. Еще во время учебы, в 22 года, он сыграл свою первую роль в кино, да еще какую – у самого Марлена Хуциева в фильме «Мне двадцать лет». Позже Николай снялся в культовых советских фильмах: «Они сражались за Родину» Сергея Бондарчука и «Прошу слова» Глеба Панфилова.
Кадр из фильма *Они сражались за Родину*, 1975
После завершения учебы Губенко стал актером Театра на Таганке, где выступал на одной сцене с Леонидом Филатовым, Валерием Золотухиным, Вениамином Смеховым, Владимиром Высоцким. Спустя 20 лет Губенко возглавил этот театр, а после раскола театра в 1993 г. стал руководителем «Содружества актеров Таганки».
Актер, сценарист и режиссер Николай Губенко
Вскоре в рамках актерской профессии ему стало тесно. Через 5 лет после окончания актерского факультета ВГИКа Губенко экстерном закончил еще и режиссерский, после чего вышел на съемочную площадку уже в новом качестве. В 30 лет он снял свой первый полнометражный фильм «Пришел солдат с фронта», следом за которым вышли «Если хочешь быть счастливым», «Из жизни отдыхающих», «И жизнь, и слезы, и любовь», «Запретная зона». Но самой пронзительной и лиричной режиссерской работой Губенко стали «Подранки» – наверное, потому, что эта история была автобиографичной.
Кадр из фильма *Подранки*, 1976
Позже, когда режиссеру задавали вопросы о его биографии, он отвечал: «Подранки» видели? Вот там все и сказано: хотя это и художественный вымысел, но в огромной степени базируется на биографии». В качестве эпиграфа к своему фильму Губенко выбрал слова Александра Твардовского: «Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете».
Николай Губенко в фильме *Подранки*, 1976
За основу сюжета режиссер взял свои воспоминания о послевоенном детстве в детдоме, а на главные роли выбрал настоящих детдомовцев. Хотя история была очень личной, в ней многие увидели судьбу всего поколения «детей войны». Роль воспитателя в интернате исполнил сам Губенко, а учительницу биологии сыграла ровесница режиссера, его однокурсница и жена, одна из самых красивых советских актрис Жанна Болотова.
Жанна Болотова в фильме *Подранки*, 1976
В истории главного героя, писателя Алексея Бартенева, было много автобиографичного: он возвращается в город, где провел детские годы в детдоме после того, как во время войны не стало его родителей, пытается разыскать родных братьев и сестру, усыновленных разными семьями, вспоминает тяжелый быт послевоенной Одессы. Название фильма символично: подранками охотники называли раненых птиц, которые больше не могли летать, или раненых зверей, отчаянно цепляющихся за жизнь.
Актер, сценарист и режиссер Николай Губенко
«Подранки» стали настоящим кинособытием не только в Союзе, но и за рубежом: фильм завоевал главный приз на Всесоюзном кинофестивале в СССР в 1978 г., принял участие в основной программе Каннского кинофестиваля в 1977 г., получил призы на международных кинофестивалях в Чикаго, Тегеране, Сантарене. Зрители, которые пришли на премьерный показ фильма в Каннах, не понимали значения слова «подранки» и не знали, чего ожидать от этой картины. С показа они уходили со слезами на глазах.
Актер, сценарист и режиссер Николай Губенко
Николай Губенко был известен не только как актер, сценарист и режиссер, но и как общественно-политический деятель. Он стал последним министром культуры СССР, занимая этот пост с 1989 по 1991 гг. Позже он был депутатом Госдумы, Председателем Комитета по культуре и туризму, советником президента по вопросам культуры и искусства, стал инициатором ряда законопроектов. Губенко пришел в политику только из-за желания сделать что-то полезное для страны и культуры, которая, на его взгляд, пришла в плачевное состояние.
Николай Губенко и Жанна Болотова
С начала 1990-х гг. Николай Губенко больше не снимался в кино и не работал как режиссер. Перестала появляться на экранах и его супруга. Кинопроизводство нового столетия не вызывало в них ничего, кроме отторжения. Губенко признавался: «Для нас это несчастные годы. Чувствуешь, что Родина ушла. Иногда кажется, будто ты в эмиграции… Раньше русская культура утверждала, что «человек человеку брат», а сейчас всё больше художников внушают нам, что «человек человеку волк». Таков сегодня заказ денежного мешка. Талант, служащий злу, — страшная сила, и в массовом сознании нашего народа царит хаос».
Актер, сценарист и режиссер Николай Губенко
Судьба его не баловала: он появился на свет в катакомбах во время бомбежки, рано осиротел, провел детство в детдоме. Но тем не менее впоследствии стал ведущим актером Театра на Таганке, киноактером, которого снимали Марлен Хуциев, Сергей Бондарчук и Глеб Панфилов, а позже и сам стал режиссером, имя которого прогремело не только на родине, но и за рубежом, а также последним министром культуры СССР.
Сирота, детдомовец, суворовец, артист
Актер в молодости
В детстве Николай Губенко пережил беду, которая впоследствии отразилась на всей его жизни. Он родился 17 августа 1941 г. в одесских катакомбах, где его мать пряталась от налетов фашистской авиации. В 1942 г. не стало его отца, военного летчика, бортмеханика бомбардировщика, – он был сбит в воздушном бою под Ворошиловградом. В том же году нацистские оккупанты повесили его мать – она хорошо знала немецкий язык, ей предложили работать в городской комендатуре, но женщина наотрез отказалась сотрудничать с нацистами.
Николай Губенко в фильме *Мне двадцать лет*, 1962-1964
Пятеро детей остались сиротами. Николая – самого младшего из детей – забрали к себе бабушка с дедушкой. Остальных взяли на воспитание соседи. О том, что у него есть 3 сестры и брат, Коля узнал только в 16 лет. Их всех усыновили чужие люди, они выросли в разных семьях и так и не стали друг для друга родными. Как и многие в те времена, бабушка и дедушка Коли жили впроголодь, из-за чего вскоре решили отдать внука в детдом – Одесскую спецшколу-интернат для детей погибших офицеров. Там он впервые попробовал блюдо, которое тогда казалось ему недоступным лакомством, – борщ со сметаной.
Николай Губенко в фильме *Мне двадцать лет*, 1962-1964
Позже Колю перевели в Суворовское училище, где в старших классах несколько предметов читали на английском языке. Ему должна была быть уготована совсем иная участь. Позже Губенко рассказывал: «Я должен был стать военным переводчиком, исходя из специфики той школы-интерната, в которой я воспитывался. Но в 1955-м году Хрущев сократил армию на 300 тысяч человек и вместе с ней Военный институт иностранных языков, куда я должен был идти прямиком из спецшколы-интерната».
Кадр из фильма *Мальчик и девочка*, 1966
Сам же Николай с ранних лет больше всего любил занятия в школьном драмкружке. Одноклассники называли его Артистом – он участвовал во всех постановках, играл в оркестре на кларнете, выступил на областном конкурсе джазистов, посещал танцевальный кружок Одесского клуба трамвайщиков и театральную студию при Доме актера. После окончания училища он устроился в Одесский ТЮЗ – сначала монтировщиком и машинистом сцены, потом – актером вспомогательного состава.
Николай Губенко в фильме *Пароль не нужен*, 1967
В характеристике, написанной преподавателем его училища, о нем говорилось так: «Николай Губенко обладает хорошими способностями, но ленив и не хочет работать. Очень часто самовольно уходит из школы, но благодаря его хитрости это проходит в большинстве случаев безнаказанно. К спорту и физкультуре равнодушен. У товарищей авторитетом не пользуется, но умеет потешать товарищей. Активист кружка самодеятельности и музыкального кружка. Мечтает стать актером».
Актер, режиссер, главреж Таганки
Актер, сценарист и режиссер Николай Губенко
В 20 лет Николай уехал в Москву, поступил во ВГИК на курс Сергея Герасимова, преодолев конкурс в 3 тысячи человек. Параллельно он занимался в Государственном цирковом училище, осваивал хождение по канату, чтобы научиться владеть своим телом. Еще во время учебы, в 22 года, он сыграл свою первую роль в кино, да еще какую – у самого Марлена Хуциева в фильме «Мне двадцать лет». Позже Николай снялся в культовых советских фильмах: «Они сражались за Родину» Сергея Бондарчука и «Прошу слова» Глеба Панфилова.
Кадр из фильма *Они сражались за Родину*, 1975
После завершения учебы Губенко стал актером Театра на Таганке, где выступал на одной сцене с Леонидом Филатовым, Валерием Золотухиным, Вениамином Смеховым, Владимиром Высоцким. Спустя 20 лет Губенко возглавил этот театр, а после раскола театра в 1993 г. стал руководителем «Содружества актеров Таганки».
Актер, сценарист и режиссер Николай Губенко
Вскоре в рамках актерской профессии ему стало тесно. Через 5 лет после окончания актерского факультета ВГИКа Губенко экстерном закончил еще и режиссерский, после чего вышел на съемочную площадку уже в новом качестве. В 30 лет он снял свой первый полнометражный фильм «Пришел солдат с фронта», следом за которым вышли «Если хочешь быть счастливым», «Из жизни отдыхающих», «И жизнь, и слезы, и любовь», «Запретная зона». Но самой пронзительной и лиричной режиссерской работой Губенко стали «Подранки» – наверное, потому, что эта история была автобиографичной.
Триумфатор международных кинофестивалей
Кадр из фильма *Подранки*, 1976
Позже, когда режиссеру задавали вопросы о его биографии, он отвечал: «Подранки» видели? Вот там все и сказано: хотя это и художественный вымысел, но в огромной степени базируется на биографии». В качестве эпиграфа к своему фильму Губенко выбрал слова Александра Твардовского: «Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете».
Николай Губенко в фильме *Подранки*, 1976
За основу сюжета режиссер взял свои воспоминания о послевоенном детстве в детдоме, а на главные роли выбрал настоящих детдомовцев. Хотя история была очень личной, в ней многие увидели судьбу всего поколения «детей войны». Роль воспитателя в интернате исполнил сам Губенко, а учительницу биологии сыграла ровесница режиссера, его однокурсница и жена, одна из самых красивых советских актрис Жанна Болотова.
Жанна Болотова в фильме *Подранки*, 1976
В истории главного героя, писателя Алексея Бартенева, было много автобиографичного: он возвращается в город, где провел детские годы в детдоме после того, как во время войны не стало его родителей, пытается разыскать родных братьев и сестру, усыновленных разными семьями, вспоминает тяжелый быт послевоенной Одессы. Название фильма символично: подранками охотники называли раненых птиц, которые больше не могли летать, или раненых зверей, отчаянно цепляющихся за жизнь.
Актер, сценарист и режиссер Николай Губенко
«Подранки» стали настоящим кинособытием не только в Союзе, но и за рубежом: фильм завоевал главный приз на Всесоюзном кинофестивале в СССР в 1978 г., принял участие в основной программе Каннского кинофестиваля в 1977 г., получил призы на международных кинофестивалях в Чикаго, Тегеране, Сантарене. Зрители, которые пришли на премьерный показ фильма в Каннах, не понимали значения слова «подранки» и не знали, чего ожидать от этой картины. С показа они уходили со слезами на глазах.
Последний министр культуры СССР
Актер, сценарист и режиссер Николай Губенко
Николай Губенко был известен не только как актер, сценарист и режиссер, но и как общественно-политический деятель. Он стал последним министром культуры СССР, занимая этот пост с 1989 по 1991 гг. Позже он был депутатом Госдумы, Председателем Комитета по культуре и туризму, советником президента по вопросам культуры и искусства, стал инициатором ряда законопроектов. Губенко пришел в политику только из-за желания сделать что-то полезное для страны и культуры, которая, на его взгляд, пришла в плачевное состояние.
Николай Губенко и Жанна Болотова
С начала 1990-х гг. Николай Губенко больше не снимался в кино и не работал как режиссер. Перестала появляться на экранах и его супруга. Кинопроизводство нового столетия не вызывало в них ничего, кроме отторжения. Губенко признавался: «Для нас это несчастные годы. Чувствуешь, что Родина ушла. Иногда кажется, будто ты в эмиграции… Раньше русская культура утверждала, что «человек человеку брат», а сейчас всё больше художников внушают нам, что «человек человеку волк». Таков сегодня заказ денежного мешка. Талант, служащий злу, — страшная сила, и в массовом сознании нашего народа царит хаос».
Актер, сценарист и режиссер Николай Губенко
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.