Малоизвестные факты об Александре Абдулове
29 мая могло бы исполниться 68 лет знаменитому актеру и кинорежиссеру, народному артисту России Александру Абдулову, но уже 13 лет его нет среди живых.
Сложно назвать артиста, который бы пользовался такой же поистине всенародной любовью и одним своим участием обеспечивал фильму статус культового кино. Где бы он ни появлялся – оказывался в центре внимания и производил на публику незабываемое впечатление. Правда, оно не всегда было однозначным. В юности ему разбили сердце, из-за чего он пытался свести счеты с жизнью. А позже Абдулов не на шутку перепугал американцев, а в Азербайджане поставил безопасность страны под угрозу…
Гавриил Данилович Абдулов, отец Александра
Александр Абдулов родился в театральной семье – его отец, Гавриил Данилович Абдулов, был театральным режиссером и актером, основателем и худруком первого в Средней Азии русского драмтеатра в Фергане. В его честь была названа одна из улиц Ферганы. В том же театре гримером и костюмером работала и мать Александра. Фамилия Абдулов – тюркского происхождения, произошла от имени собственного, которое в переводе означает «слуга (раб) бога». В графе «национальность» у Александра было записано «русский», хотя, скорее всего, у него были татарские корни. Он родился в Тобольске, а потом родители переехали в Фергану, где отец жил раньше. Своей малой родиной Абдулов всегда считал Узбекистан.
Александр (справа) с матерью и братом Владимиром
Александр рос за кулисами и уже в 5 лет впервые вышел на сцену в спектакле «Кремлевские куранты», где его отец сыграл роль Ленина. Позже актер рассказывал: «Когда мне было лет восемь, учительница спросила, кем мы хотим стать. Дети отвечали: летчиком, врачом, космонавтом. А я сказал: «Артистом». Учительница расстроилась: «Как же так, мальчик, ты никем не хочешь быть?».
Актер в молодости
В школьные годы Александра больше всего увлекали спорт и музыка. Он был поклонником группы «Beatles» и в юности, подражая кумирам, носил похожую длинную прическу. Свою первую гитару он смастерил сам и пел песни любимой группы, за что в компании получил прозвище «пятого Битла». После таких импровизированных концертов Александр часто находил в карманах записки с признаниями от одноклассниц. Он с юности пользовался большим успехом у противоположного пола, но его первая любовь завершилась разочарованием.
Актер в молодости
В 14 лет Абдулов влюбился в одноклассницу Наташу, его чувства оказались взаимными, они начали встречаться. Их отношения продолжались несколько лет, и все знакомые были уверены в том, что дело идет к свадьбе. После школы Александр поступил на факультет физкультуры Ферганского государственного педагогического института, а параллельно трудился рабочим сцены у отца в театре. Через год он бросил учебу и отправился в Москву, где поступил в ГИТИС. Вскоре он приехал за своей возлюбленной, но та категорически отказалась уезжать из Ферганы. На этом их отношения завершились.
Александр Абдулов в фильме *Карнавал*, 1981
Александр Абдулов с легкостью завоевывал сердца первых красавиц страны, на женщин он действовал магнетически, но и у него бывали поражения. В студенческие годы актер познакомился на дискотеке со студенткой мединститута Татьяной. Он пригласил ее на танец, потом они обменялись телефонами. Абдулов влюбился без оглядки. Они много времени проводили вместе, он часто прогуливал занятия, а она обеспечивала его справками о болезни. Так продолжалось до тех пор, пока в институте не заметили, что на всех его справках стоят печати роддома. На комсомольском собрании подняли вопрос об отчислении, но на первый раз решили простить.
Народный артист России Александр Абдулов
Эта история едва не закончилась трагедией. Однажды Абдулов застал возлюбленную с другим парнем. В полном отчаянии он вернулся в общежитие, закрылся в комнате и вскрыл себе вены. Александр был без сознания, когда вернулся его сосед по общежитию, и парень, почуяв неладное, выбил дверь в комнату и тут же вызвал скорую.
Кадр из фильма *Формула любви*, 1984
Увидев 20-летнего Абдулова в его первом фильме «Про Витю, про Машу и морскую пехоту», режиссер Марк Захаров пригласил его к себе в «Ленком» и сразу же доверил главную роль в спектакле «В списках не значился», за которую дебютант получил премию «Театральная весна». Этому театру актер отдал больше 30 лет своей жизни, а самой значительной своей ролью там считал Алексея Ивановича в спектакле «Варвар и еретик» по роману Ф. Достоевского «Игрок». За эту работу актер был удостоен премии «Фонда К. Станиславского» и «Хрустальной Турандот».
Актер в своем первом спектакле в *Ленкоме*
Марк Захаров вспоминал о начале сотрудничества с Абдуловым: «По внешним данным он очень мне приглянулся. Хотя, конечно, я не сразу понял, какой Саша станет фигурой в отечественном театре и кинематографе. У этой фигуры поначалу такие ветры в голове гуляли – только и успевай приводить человека в чувства. Например, Абдулов по молодости постоянно опаздывал на репетиции. «Саша, – негодовал я, когда он наконец появлялся в театре, – в чем дело?» И Саша дрожащим голосом объяснял: «Марк Анатольевич, моя любимая девушка тяжело больна, я два часа сидел у ее постели». Эта легенда прокатила у него еще дважды. Прежде чем я догадался, что правда там только про постель… Позже Саша вдруг взялся называть меня отцом, и еще он сам назначил себя в мои талисманы. Сказал: «Вы же предусмотрели для меня роль в вашем новом фильме? Я ведь ваш талисман!» Ну куда деваться? И потом во всех фильмах, которые я снимал, обязательно был Абдулов».
Александр Абдулов в фильме-спектакле *Юнона и Авось*, 1983
Американская и российская театральные школы во многом отличаются, и та самоотдача и степень погружения в образ, которые присущи нашим актерам, зарубежных зрителей могут напугать. Когда «Ленком» приехал на гастроли в Америку со спектаклем «Юнона и Авось», американцы усомнились в психическом здоровье Абдулова. В этой постановке ему досталась роль еретика, в одной из сцен он жонглировал горящими факелами, и, увидев его совершенно безумные глаза, американцы испугались и даже просили убрать эту сцену из спектакля – мол, огонь на сцене вообще запрещен законом, а тут и вовсе непонятно, чего ждать: вдруг этот безумец запустит факелы в зрительный зал? Вся труппа убеждала их, что такое произойти не может, что актер в образе, но все доводы были бесполезны.
Кадр из фильма *Бременские музыканты и Со*, 2000
Александр Абдулов был не только актером, но и кинорежиссером: он начал с полудокументального кино, а в 2000 г. снял свой первый игровой фильм «Бременские музыканты и Co». Съемки проходили в Азербайджане, и президент Гейдар Алиев пошел режиссеру навстречу и выполнял все его просьбы. Нужно 20-30 тысяч солдат – пожалуйста! Казалось, что в фильме снимается весь Азербайджан. Позже Абдулов шутил, что в тот день, когда снимался парад у Короля, безопасность страны была поставлена под угрозу – вся ее армия была на съемках фильма!
Народный артист России Александр Абдулов
Во время съемок режиссера едва не затоптал бегемот. В одной из сцен он, вернее она – привезенная из зоопарка Жужа, должна была пробежать мимо Абдулова. Он рассказывал: «Я смотрю в монитор: Жужа бежит на меня, укрупняется, укрупняется… И тут я поднял голову и вижу, что она уже в трех метрах от меня. На меня перло 2,5 тонны! А бегемоты достаточно быстро бегают. Я схватил телевизор со столиком вместе – и в сторону… В тот же момент по месту, где я стоял, пробежал бегемот...».
Кадр из фильма *Капкан*, 2007
Сложно назвать артиста, который бы пользовался такой же поистине всенародной любовью и одним своим участием обеспечивал фильму статус культового кино. Где бы он ни появлялся – оказывался в центре внимания и производил на публику незабываемое впечатление. Правда, оно не всегда было однозначным. В юности ему разбили сердце, из-за чего он пытался свести счеты с жизнью. А позже Абдулов не на шутку перепугал американцев, а в Азербайджане поставил безопасность страны под угрозу…
Артист с 5 лет
Гавриил Данилович Абдулов, отец Александра
Александр Абдулов родился в театральной семье – его отец, Гавриил Данилович Абдулов, был театральным режиссером и актером, основателем и худруком первого в Средней Азии русского драмтеатра в Фергане. В его честь была названа одна из улиц Ферганы. В том же театре гримером и костюмером работала и мать Александра. Фамилия Абдулов – тюркского происхождения, произошла от имени собственного, которое в переводе означает «слуга (раб) бога». В графе «национальность» у Александра было записано «русский», хотя, скорее всего, у него были татарские корни. Он родился в Тобольске, а потом родители переехали в Фергану, где отец жил раньше. Своей малой родиной Абдулов всегда считал Узбекистан.
Александр (справа) с матерью и братом Владимиром
Александр рос за кулисами и уже в 5 лет впервые вышел на сцену в спектакле «Кремлевские куранты», где его отец сыграл роль Ленина. Позже актер рассказывал: «Когда мне было лет восемь, учительница спросила, кем мы хотим стать. Дети отвечали: летчиком, врачом, космонавтом. А я сказал: «Артистом». Учительница расстроилась: «Как же так, мальчик, ты никем не хочешь быть?».
Первая любовь
Актер в молодости
В школьные годы Александра больше всего увлекали спорт и музыка. Он был поклонником группы «Beatles» и в юности, подражая кумирам, носил похожую длинную прическу. Свою первую гитару он смастерил сам и пел песни любимой группы, за что в компании получил прозвище «пятого Битла». После таких импровизированных концертов Александр часто находил в карманах записки с признаниями от одноклассниц. Он с юности пользовался большим успехом у противоположного пола, но его первая любовь завершилась разочарованием.
Актер в молодости
В 14 лет Абдулов влюбился в одноклассницу Наташу, его чувства оказались взаимными, они начали встречаться. Их отношения продолжались несколько лет, и все знакомые были уверены в том, что дело идет к свадьбе. После школы Александр поступил на факультет физкультуры Ферганского государственного педагогического института, а параллельно трудился рабочим сцены у отца в театре. Через год он бросил учебу и отправился в Москву, где поступил в ГИТИС. Вскоре он приехал за своей возлюбленной, но та категорически отказалась уезжать из Ферганы. На этом их отношения завершились.
Разбитое сердце и попытка свести счеты с жизнью
Александр Абдулов в фильме *Карнавал*, 1981
Александр Абдулов с легкостью завоевывал сердца первых красавиц страны, на женщин он действовал магнетически, но и у него бывали поражения. В студенческие годы актер познакомился на дискотеке со студенткой мединститута Татьяной. Он пригласил ее на танец, потом они обменялись телефонами. Абдулов влюбился без оглядки. Они много времени проводили вместе, он часто прогуливал занятия, а она обеспечивала его справками о болезни. Так продолжалось до тех пор, пока в институте не заметили, что на всех его справках стоят печати роддома. На комсомольском собрании подняли вопрос об отчислении, но на первый раз решили простить.
Народный артист России Александр Абдулов
Эта история едва не закончилась трагедией. Однажды Абдулов застал возлюбленную с другим парнем. В полном отчаянии он вернулся в общежитие, закрылся в комнате и вскрыл себе вены. Александр был без сознания, когда вернулся его сосед по общежитию, и парень, почуяв неладное, выбил дверь в комнату и тут же вызвал скорую.
Роман с «Ленкомом» и «правда про постель»
Кадр из фильма *Формула любви*, 1984
Увидев 20-летнего Абдулова в его первом фильме «Про Витю, про Машу и морскую пехоту», режиссер Марк Захаров пригласил его к себе в «Ленком» и сразу же доверил главную роль в спектакле «В списках не значился», за которую дебютант получил премию «Театральная весна». Этому театру актер отдал больше 30 лет своей жизни, а самой значительной своей ролью там считал Алексея Ивановича в спектакле «Варвар и еретик» по роману Ф. Достоевского «Игрок». За эту работу актер был удостоен премии «Фонда К. Станиславского» и «Хрустальной Турандот».
Актер в своем первом спектакле в *Ленкоме*
Марк Захаров вспоминал о начале сотрудничества с Абдуловым: «По внешним данным он очень мне приглянулся. Хотя, конечно, я не сразу понял, какой Саша станет фигурой в отечественном театре и кинематографе. У этой фигуры поначалу такие ветры в голове гуляли – только и успевай приводить человека в чувства. Например, Абдулов по молодости постоянно опаздывал на репетиции. «Саша, – негодовал я, когда он наконец появлялся в театре, – в чем дело?» И Саша дрожащим голосом объяснял: «Марк Анатольевич, моя любимая девушка тяжело больна, я два часа сидел у ее постели». Эта легенда прокатила у него еще дважды. Прежде чем я догадался, что правда там только про постель… Позже Саша вдруг взялся называть меня отцом, и еще он сам назначил себя в мои талисманы. Сказал: «Вы же предусмотрели для меня роль в вашем новом фильме? Я ведь ваш талисман!» Ну куда деваться? И потом во всех фильмах, которые я снимал, обязательно был Абдулов».
Как Абдулов напугал американцев
Александр Абдулов в фильме-спектакле *Юнона и Авось*, 1983
Американская и российская театральные школы во многом отличаются, и та самоотдача и степень погружения в образ, которые присущи нашим актерам, зарубежных зрителей могут напугать. Когда «Ленком» приехал на гастроли в Америку со спектаклем «Юнона и Авось», американцы усомнились в психическом здоровье Абдулова. В этой постановке ему досталась роль еретика, в одной из сцен он жонглировал горящими факелами, и, увидев его совершенно безумные глаза, американцы испугались и даже просили убрать эту сцену из спектакля – мол, огонь на сцене вообще запрещен законом, а тут и вовсе непонятно, чего ждать: вдруг этот безумец запустит факелы в зрительный зал? Вся труппа убеждала их, что такое произойти не может, что актер в образе, но все доводы были бесполезны.
Переполох в Азербайджане
Кадр из фильма *Бременские музыканты и Со*, 2000
Александр Абдулов был не только актером, но и кинорежиссером: он начал с полудокументального кино, а в 2000 г. снял свой первый игровой фильм «Бременские музыканты и Co». Съемки проходили в Азербайджане, и президент Гейдар Алиев пошел режиссеру навстречу и выполнял все его просьбы. Нужно 20-30 тысяч солдат – пожалуйста! Казалось, что в фильме снимается весь Азербайджан. Позже Абдулов шутил, что в тот день, когда снимался парад у Короля, безопасность страны была поставлена под угрозу – вся ее армия была на съемках фильма!
Народный артист России Александр Абдулов
Во время съемок режиссера едва не затоптал бегемот. В одной из сцен он, вернее она – привезенная из зоопарка Жужа, должна была пробежать мимо Абдулова. Он рассказывал: «Я смотрю в монитор: Жужа бежит на меня, укрупняется, укрупняется… И тут я поднял голову и вижу, что она уже в трех метрах от меня. На меня перло 2,5 тонны! А бегемоты достаточно быстро бегают. Я схватил телевизор со столиком вместе – и в сторону… В тот же момент по месту, где я стоял, пробежал бегемот...».
Кадр из фильма *Капкан*, 2007
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.