Как ушли звёзды «Жени, Женечки и «катюши»

Роль грубоватой, но чувственной связистки, влюбленной в рядового Колышкина, должна была обеспечить Галине Фигловской блестящую карьеру. Однако она не прижилась в БДТ, а в последние 15 лет не снималась в кино. Злой рок коснулся и коллег артистки по «Жене, Женечке и «катюше».



Галина Фигловская

19 мая исполняется 83 года со дня рождения Галины Фигловской, известной по роли связистки Земляникиной в картине «Женя, Женечка и «катюша». Артистка могла никогда не стать партнершей Олега Даля по съемкам: руководство «Ленфильма» настаивало на кандидатуре Натальи Кустинской. Режиссер Владимир Мотыль и автор сценария Булат Окуджава пришли к выводу, что в юности увлекались девушками властными, крепкими, порой насмехавшимися над парнями, а от подобного образа «опереточно-водевильная» Кустинская была далека.
«Кустинская не могла с ходу отшить неугодного кавалера, в ней не было органической грубости воюющей связистки. Отсняв всю летнюю натуру, я категорически заявил: «Или убираю Кустинскую, или не снимаю картину», — вспоминал режиссер.
Свою героиню Мотыль искал по всему Петербургу и Москве. В отчаянии он обратился к педагогам Щукинского училища: считалось, что выпускницы этого вуза — самые эффектные. Режиссер попросил назвать пару талантливых воспитанниц, у которых не сложилась актерская судьба. В один голос преподаватели произнесли имя Галины Фигловской: от большого будущего девушка отказалась по личным причинам. Драматург нашел артистку на оборонном заводе и подарил ей роль Женечки. Почему же она во второй раз ушла из кино? В день рождения Галины Викторовны рассказываем, почему рухнула ее карьера, а заодно вспоминаем истории других звезд «Жени, Женечки и «катюши» — Олега Даля, Георгия Штиля, Павла Морозенко и Михаила Кокшенова.

Галина Фигловская — Женечка Земляникина



Актрисе с проникновенным взглядом и чувственными губами пророчили блестящую карьеру
Первая попытка построить карьеру актрисы

В школе Галина участвовала в самодеятельности, но строить актерскую карьеру не собиралась, так что подала документы в Московский химико-технологический институт имени Менделеева. Позднее, когда девушка начала играть в народном театре при Доме офицеров, она поступила на вечернее отделение «Щуки». Вскоре Фигловской дали главную роль в спектакле по пьесе Артура Миллера «После грехопадения», где автор рассказывал о своем неудачном браке с Мэрилин Монро. Галина Фигловская обожала монологи Миллера, но в итоге постановку убрали из репертуара Театра на Малой Бронной из-за резких высказываний Артура об СССР.
На смену могла прийти роль в пьесе Анатолия Сафронова, но Фигловская неожиданно бросила театр и устроилась инженером на оборонное предприятие. Поговаривали, что все произошло из-за неудачи в личной жизни, спровоцировавшей у актрисы нервный срыв. Только Владимир Мотыль сумел убедить артистку вернуться к творческой профессии.

Звездная роль



«Булат был очень доволен, говорил: «Мою роль ты не угадал, а девушка — точная фронтовичка», — отмечал Мотыль

«Первое, на что я обратил внимание, когда Галина предстала передо мной, — рассказывал режиссер, — на ее чувственную нижнюю губу. Я представил, как она не просто поцелует нашего солдатика, а прямо проглотит целиком… Понял, что близок к цели: «Вот вам сценарий, подготовьте вот этот кусок текста для пробы». Она согласилась. Прочла. История чистой любви связистки и минометчика ее зацепила...»
По сюжету в Земляникину были немного влюблены все герои фильма, а интеллигент Женя Колышкин в исполнении Олега Даля и вовсе робел перед смелой девушкой, не скупившейся на насмешки. Но как только выключались камеры, герои менялись ролями: Галина Фигловская становилась серьезной и холодной, а Даль по-доброму подтрунивал над партнершей и называл ее «Фигой». При этом никаких романов на площадке не закрутилось: как отмечал Михаил Кокшенов, Фигловской с ее томным низким голосом многие симпатизировали, но интрижки актеры заводили на стороне.

И снова не сложилось


За три года до ухода из кино артистка снялась в ленте «За синими ночами»

После премьеры картины Галина стала узнаваемой, однако не спешила укореняться в профессии и вернулась в конструкторское бюро завода. Вновь с предприятия ее вытащил именитый режиссер: Георгий Товстоногов пригласил Фигловскую в Большой драматический театр. Поначалу ей доставались роли в массовке, потом выпала возможность сыграть главную героиню пьесы Радзинского «Еще раз про любовь», заменив Татьяну Доронину. Почему же в труппе актриса так и не прижилась?

С одной стороны, сказывалась дикая конкуренция, которую разжигал между актерами сам Товстоногов. С другой — разница школ: выпускнице «Щуки» законы БДТ претили. Но была и третья причина, о которой открыто говорил Мотыль. «Определенный тип женщин на Георгия Товстоногова производил неизгладимое впечатление, — пояснял кинорежиссер. — Он считал Галю суперсексуальной актрисой. На самом же деле она была абсолютно холодной женщиной. Постепенно Товстоногов перестал давать ей роли в спектаклях».
Не везло Фигловской и с кино: несмотря на успех ленты «Женя, Женечка и «катюша», ей предлагали сплошь второстепенные роли. Диспетчер депо в «Сержанте милиции», гид в «Колье Шарлотты», сотрудница проектного бюро в «За синими ночами» — послужной список не радовал, так что после съемок «Красной стрелы» в середине 80-х актриса завершила карьеру.

Большая любовь и неизлечимая болезнь


Эдгар Дубровский написал сценарий к фильму «Холодное лето 53-го»

С актерской профессией у Галины Викторовны не срослось, зато в сердечных делах после давней юношеской драмы ей улыбнулась удача. Артистка вышла замуж за безумно влюбленного в нее сценариста Эдгара Дубровского. Еще в 1961-м в экспедиции на Памире мужчина попал в аварию и потерял ногу, но это не мешало ему носить жену на руках.

В последние годы актриса страдала от полиартрита, при котором человек испытывает невыносимые боли в суставах. Каждый новый приступ словно высасывал из женщины силы и желание бороться за здоровье. Дубровский не бросил супругу, когда ее парализовало: сценарист нежно ухаживал за Галиной Викторовной. В 2000-м 62-летняя звезда ленты «Женя, Женечка и «катюша» скончалась, а Эдгар Борисович прожил без любимой еще 16 лет.
«Это была безумная любовь, — вспоминал друг семьи Исаак Шварц, — Галюша вся высохла, на нее больно было смотреть, одни глаза — те самые глаза Женечки Земляникиной и остались...»

Олег Даль — Женя Колышкин


На момент съемок в фильме Мотыля Даль еще не обрел широкой популярности

Если брать изначальный вариант сценария, то внешне Олег Даль был совершенно не похож на рядового Колышкина, зато внутренне — подходил идеально. Проблема состояла в том, что актер злоупотреблял алкоголем и даже на пробы явился пьяным. Отдавая должное таланту артиста «Современника», Мотыль проводил кастинг трижды, пока Олег Иванович не взялся за ум и не пришел трезвым.
Скидку можно сделать на пережитую артистом драму: скоротечными оказались его браки с Ниной Дорошиной и Татьяной Лавровой, к тому же Даля постоянно мотало по театрам из-за конфликтов с режиссерами и пьянства. Даже терпеливого Владимира Мотыля артист выводил из себя. «Я был вынужден ставить его спиной к камере, — говорил драматург, — от выпитого накануне у него было отекшее лицо и мутные глаза».

Однажды актер устроил в гостинице, где поселили артистов фильма, скандал: нагрубил дежурной по этажу, отказавшейся выдавать ключи от номера подвыпившему мужчине. Женщина вызвала наряд милиции, и в итоге Далю впаяли 15 суток. После суда артист присмирел, внутренне перестроился и превратился в самого покладистого участника съемок.

Перед смертью актер успел оставить Елизавете гонорар за ленту «Вариант «Омега»

Критики заключили, что картина «Женя, Женечка и «катюша» не принесла особого успеха артистам, однако именно после нее Даль стал получать яркие роли в кино: солдата в «Старой, старой сказке», Крестовского в «Земле Санникова», начальника караула в «Звезде пленительного счастья» уже знакомого ему Мотыля.
На съемках «Короля Лира» Даль встретил монтажера Елизавету Апраксину, ставшую его третьей женой. Брак продлился 10 лет, но даже любимая женщина не сумела спасти актера от «зеленого змия». Чтобы сохранить семью, артист закодировался, вот только эффекта от процедуры хватило лишь на два года. Когда в 1980-м умер Владимир Высоцкий, стоя у гроба, Олег Иванович произнес: «Я буду следующим».

Пророчество сбылось в мае 1981-го, когда актер находился на гастролях в Киеве. Прощаясь с коллегами после посиделок в ресторане, Даль сказал, что идет к себе умирать. 39-летний артист и вправду скончался в номере гостиницы от сердечного приступа. Поговаривали, что инфаркт спровоцировала очередная порция водки, выпитая уже в отеле.

Михаил Кокшенов — ефрейтор Захар Косых


«Напротив гостиницы была диетическая столовая. С бодуна мы неизменно шествовали туда есть манную кашу с вареньем. В военной форме шатались по городу, представлялись матросами — Олег юнгой, я — боцманом. Даль говорил исключительно на французском, такие сцены разыгрывали», — делился Кокшенов

Захар Косых стал для Кокшенова первой значительной ролью в кино. Для Мотыля выпускник «Щуки» оказался находкой: именно таким рыжим крепышом он представлял ефрейтора, противостоявшего герою Олега Даля. Михаил Кокшенов весил тогда 102 килограмма, так что костюмерам пришлось ушивать для него гимнастерку и галифе. И хотя их персонажи были противоположностями, на съемках Михаил Михайлович и Олег Иванович крепко подружились.

В дальнейшем Кокшенов часто представал на экране в образе смешливых простаков: «Не может быть!», «Ширли-мырли», «Спортлото-82». Ну а в 90-е актер примерил на себя амплуа режиссера и продюсера, выпустив фильмы «Русское чудо» и «Надежда».

Наталья Лепехина показала мужу, что ему не просто можно, а нужно общаться с Алевтиной

Михаил Михайлович женился трижды: на стюардессе Нине Вокрош, сотруднице «Мосфильма» Елене и бизнесвумен Наталье Лепехиной. Из-за болезненного развода почти 10 лет артист не общался с дочкой от первого брака Алевтиной. Последняя супруга Наталья сыграла большую роль в воссоединении папы с наследницей. Теплые отношения Кокшенову удалось сохранить со второй избранницей, ведь когда в 2017-м его разбил инсульт, у постели больного появлялась не только Лепехина, но и Елена.

Последние три года актер балансировал между жизнью и смертью: то становилось лучше, то он не мог подняться. Мучения закончились в прошлом июне: артист скончался в столичной клинике от сердечной недостаточности. Только после ухода Кокшенова выяснилось, что у него есть еще одна дочка. Мария родилась на год раньше Алевтины в браке с художницей Аллой Шавыриной, который артист предпочел скрыть.

Павел Морозенко — старший сержант Алексей Зырянов


Персонаж Морозенко получился самым противоречивым

Связистка Женечка нравилась не только рядовому Колышкину, но и грубоватому старшему сержанту Алексею Зырянову. При этом антипатии у зрителей язвительный Зырянов не вызывал: кто же не любит пылких красавцев? К тому же к финалу картины заносчивый парень сильно меняется и осознает, что между Земляникиной и Евгением Колышкиным были по-настоящему сильные чувства.

В картине про летчиков «Нежность к ревущему зверю» артист сыграл генерал-лейтенанта ВВС

В реальности Павел Морозенко не ввязывался в любовные треугольники, а счастливо жил с актрисой Анной Лесной и воспитывал сына Андрея. За годы карьеры артист сменил несколько мест работы, пока не осел в Театре имени Маяковского. На экране он продолжал играть смелых и мужественных героев — адмиралов, моряков, генералов.

Верный супруге и уважаемый коллегами, актер мог назвать себя счастливчиком. Но однажды удача от него отвернулась: летом 1991-го 52-летний Морозенко утонул в реке Дон. Обстоятельства гибели так и остались невыясненными.

Георгий Штиль — лейтенант Ромадин


На счету Штиля более 200 ролей

Именно Ромадину, как командиру подразделения, интеллигентный Колышкин, который постоянно попадал в переделки, доставлял головную боль. Несмотря на проблемы с рядовым, лейтенанту удалось продвинуться по службе и стать капитаном.

Лиана Зурабовна была рядом с артистом, когда умирала его жена, и дружба постепенно перетекла в более глубокие чувства

Сам Георгий Штиль после школы намеревался стать летчиком, но не поступил в военное училище, так как завалил один из экзаменов. В итоге Штиль прошел конкурс в театральный институт, после окончания которого устроился в БДТ, где служит до сих пор. В кино артист начал сниматься в 60-е, преимущественно в ролях второго плана. Так, зрители полюбили его за образ тестя Васи Рогова из «Убойной силы».

Личная жизнь Георгия Антоновича была омрачена трагедией: супруга Римма Павловна, с которой он прожил почти 40 лет, болела раком. Недуг удалось победить, но через несколько лет женщина умерла от инсульта. Справиться с горем артисту помогла новая любовь — остеопат Лиана Зурабовна, ранее лечившая Римму Штиль. Спустя год после кончины первой жены актер расписался с Лианой.
« Актрисы, которым уже перевалило за 60, а они...
Умерла Татьяна Проценко »
  • +20

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

0
Фильм запоминающийся.