Короткая кинокарьера девочки-куклы
Литовская актриса Лина Бракните была известна по ролям в фильмах «Девочка и эхо», «Три толстяка» и «Дубравка». После успешного дебюта юной актрисе прочили успешную кинокарьеру, но после 18 лет она не снималась в кино.
Что заставило ее принять такое решение, как сложилась судьба «девочки-куклы», чем она занимается и как выглядит в наши дни – далее в обзоре.
Лина Бракните в фильме *Девочка и эхо*, 1964
Лина Бракните родилась в 1952 г. в Вильнюсе. Уже в 11 лет она сыграла свою первую роль в кино – Вику в фильме «Девочка и эхо» на Литовской киностудии. Этот фильм получил специальную премию жюри Международного кинофестиваля в Локарно и Большую премию жюри на Международной встрече фильмов для молодежи в Канне.
Кадр из фильма *Девочка и эхо*, 1964
Лина Бракните в детстве
Спустя 2 года Алексей Баталов приступил к съемкам фильма «Три толстяка» по мотивам одноименной сказки Юрия Олеши. Юную актрису на роль Суок, цирковой артистки и куклы наследника престола Тутти, похожей на нее как две капли воды, режиссер выбрал из сотен претенденток. Так Лина Бракните оказалась на «Ленфильме». Сам Баталов не только выступил в качестве режиссера и сценариста, но и сыграл одну из главных ролей – канатоходца Тибула, для чего актеру пришлось научиться ходить по канату. В этом ему помогла супруга, артистка цирка Гитана Леонтенко. Она же обучала акробатическим трюкам и жонглированию Лину Бракните.
Лина Бракните в фильме *Три толстяка*, 1966
Кадр из фильма *Три толстяка*, 1966
Для съемок подготовили муляж куклы, но он вышел не очень похожим на актрису, и в большинстве сцен ей нужно было играть и за куклу. А поскольку у нее должен был быть немигающий взгляд, девочке наклеивали на веки специальную пленку. Но на этом все сложности для нее не закончились. В жару парик часто приклеивался к волосам, и потом снимать его приходилось с помощью бритвы. Однако несмотря на все трудности, юная актриса на съемочной площадке не жаловалась и блестяще справилась со всеми задачами. При этом днем она снималась, а по вечерам сидела за учебниками, чтобы не отставать от школьной программы.
Лина Бракните в фильме *Три толстяка*, 1966
Ее не испугало даже то, что ей нужно было вести на поводке тигра! В одном из дублей это чуть не завершилось трагедией. Лина рассказывала: «В эпизоде, когда я, спасая заключенных из клеток в зверинце, сталкиваюсь с тигром, я повернулась к тигру спиной. Меня не предупредили, что этого делать нельзя. И вдруг чувствую – на плечи легли огромные тяжелые лапы. От страха я не поняла, как взлетела наверх по решетке. Полчаса отходила. Но пришлось снова входить в клетку, снимать еще дубли».
Кадр из фильма *Три толстяка*, 1966
С Алексеем Баталовым работать было тоже непросто. Лина Бракните вспоминала: «Он был настоящий вулкан, мог взорваться в любую минуту, если что-то ему не нравилось. Ни актерам, ни себе поблажек не давал. Он даже в роли гимнаста Тибула все цирковые трюки выполнял сам! Чтобы времени в курилке не тратить, носил на шее жестяную баночку для окурков».
Лина Бракните в фильме *Дубравка*, 1967
Кадр из фильма *Дубравка*, 1967
В СССР этот фильм посмотрели 23 млн зрителей, и Лина Бракните попала в число узнаваемых, популярных и перспективных юных актрис. От режиссеров поступали новые предложения, и следующую роль Лина сыграла в фильме «Дубравка», который принес ей еще большую славу. Спустя годы она рассказала, что сегодня ее до сих пор узнают именно по этой роли. Одноклассницы ей завидовали, а мальчишки засыпали письмами с признаниями в любви. После этого она сыграла еще в двух фильмах – «Море нашей надежды» и «Последний фронт» – и больше в кино не снималась.
Лина Бракните в фильме *Дубравка*, 1967
Кадр из фильма *Море нашей надежды*, 1971
После окончания школы Лина Бракните не захотела поступать в театральный вуз. Свое решение она объясняла так: «Наверное, я просто пресытилась этой профессией. Мама не стала оказывать на меня давление. Не скрою, мысль пойти в театральный у меня была. Ведь, снявшись в пяти картинах, я набралась опыта. Но мне сказали, что в нашей консерватории на актерском отделении набирает курс преподаватель, который очень плохо относится к детям, уже игравшим в кино. Во ВГИК поступать мне не хотелось, надо было уезжать из дома, а я и так к тому времени наездилась. Поэтому со спокойной душой поступила на исторический факультет Вильнюсского университета. Меня интересовала античная история, актерство же только отвлекало от любимого занятия».
Лина Бракните в фильме *Последний фронт*, 1971
Лина Бракните
Позже Лина Бракните призналась, что была и еще одна причина, по которой она рассталась с актерской профессией – у нее были комплексы из-за того, что она была очень маленькой, худенькой, невысокой, и она посчитала себя недостаточно красивой и видной для актрисы.
Лина Пакнене
Окончив университет, Лина Бракните 20 лет время работала в библиотеке Института истории Академии наук Литвы, вышла замуж за известного литовского фотографа и книгоиздателя Раймондаса Пакниса и стала ему помогать в его работе. У пары родилась дочь, которую Лина назвала Викой – в честь своей первой киногероини из фильма «Девочка и эхо». Всей семьей они часто путешествовали и объездили много стран.
Лина Пакнене с дочерью Викой в Венеции
В последнее время Лина Пакнене редко бывает в России, но до сих пор с ностальгией вспоминает о тех временах, когда приезжала туда на съемки, и о тех людях, с которыми ей посчастливилось работать: «Не забуду эти громадные ленинградские дома-колодцы, рассказы блокадников. Какие замечательные у вас в России люди! Мне потом так не хватало этой русской открытости, сердечности. Литовцы – более замкнутый народ. А какой чудесный город Одесса! Там тоже люди великолепные! В Одессе я снималась в «Дубравке». Никогда не забуду: арбузы, море, солнце! Вот только плавала я слабо, но потом и этому научилась».
Лина Пакнене с семьей
Что заставило ее принять такое решение, как сложилась судьба «девочки-куклы», чем она занимается и как выглядит в наши дни – далее в обзоре.
Лина Бракните в фильме *Девочка и эхо*, 1964
Лина Бракните родилась в 1952 г. в Вильнюсе. Уже в 11 лет она сыграла свою первую роль в кино – Вику в фильме «Девочка и эхо» на Литовской киностудии. Этот фильм получил специальную премию жюри Международного кинофестиваля в Локарно и Большую премию жюри на Международной встрече фильмов для молодежи в Канне.
Кадр из фильма *Девочка и эхо*, 1964
Лина Бракните в детстве
Спустя 2 года Алексей Баталов приступил к съемкам фильма «Три толстяка» по мотивам одноименной сказки Юрия Олеши. Юную актрису на роль Суок, цирковой артистки и куклы наследника престола Тутти, похожей на нее как две капли воды, режиссер выбрал из сотен претенденток. Так Лина Бракните оказалась на «Ленфильме». Сам Баталов не только выступил в качестве режиссера и сценариста, но и сыграл одну из главных ролей – канатоходца Тибула, для чего актеру пришлось научиться ходить по канату. В этом ему помогла супруга, артистка цирка Гитана Леонтенко. Она же обучала акробатическим трюкам и жонглированию Лину Бракните.
Лина Бракните в фильме *Три толстяка*, 1966
Кадр из фильма *Три толстяка*, 1966
Для съемок подготовили муляж куклы, но он вышел не очень похожим на актрису, и в большинстве сцен ей нужно было играть и за куклу. А поскольку у нее должен был быть немигающий взгляд, девочке наклеивали на веки специальную пленку. Но на этом все сложности для нее не закончились. В жару парик часто приклеивался к волосам, и потом снимать его приходилось с помощью бритвы. Однако несмотря на все трудности, юная актриса на съемочной площадке не жаловалась и блестяще справилась со всеми задачами. При этом днем она снималась, а по вечерам сидела за учебниками, чтобы не отставать от школьной программы.
Лина Бракните в фильме *Три толстяка*, 1966
Ее не испугало даже то, что ей нужно было вести на поводке тигра! В одном из дублей это чуть не завершилось трагедией. Лина рассказывала: «В эпизоде, когда я, спасая заключенных из клеток в зверинце, сталкиваюсь с тигром, я повернулась к тигру спиной. Меня не предупредили, что этого делать нельзя. И вдруг чувствую – на плечи легли огромные тяжелые лапы. От страха я не поняла, как взлетела наверх по решетке. Полчаса отходила. Но пришлось снова входить в клетку, снимать еще дубли».
Кадр из фильма *Три толстяка*, 1966
С Алексеем Баталовым работать было тоже непросто. Лина Бракните вспоминала: «Он был настоящий вулкан, мог взорваться в любую минуту, если что-то ему не нравилось. Ни актерам, ни себе поблажек не давал. Он даже в роли гимнаста Тибула все цирковые трюки выполнял сам! Чтобы времени в курилке не тратить, носил на шее жестяную баночку для окурков».
Лина Бракните в фильме *Дубравка*, 1967
Кадр из фильма *Дубравка*, 1967
В СССР этот фильм посмотрели 23 млн зрителей, и Лина Бракните попала в число узнаваемых, популярных и перспективных юных актрис. От режиссеров поступали новые предложения, и следующую роль Лина сыграла в фильме «Дубравка», который принес ей еще большую славу. Спустя годы она рассказала, что сегодня ее до сих пор узнают именно по этой роли. Одноклассницы ей завидовали, а мальчишки засыпали письмами с признаниями в любви. После этого она сыграла еще в двух фильмах – «Море нашей надежды» и «Последний фронт» – и больше в кино не снималась.
Лина Бракните в фильме *Дубравка*, 1967
Кадр из фильма *Море нашей надежды*, 1971
После окончания школы Лина Бракните не захотела поступать в театральный вуз. Свое решение она объясняла так: «Наверное, я просто пресытилась этой профессией. Мама не стала оказывать на меня давление. Не скрою, мысль пойти в театральный у меня была. Ведь, снявшись в пяти картинах, я набралась опыта. Но мне сказали, что в нашей консерватории на актерском отделении набирает курс преподаватель, который очень плохо относится к детям, уже игравшим в кино. Во ВГИК поступать мне не хотелось, надо было уезжать из дома, а я и так к тому времени наездилась. Поэтому со спокойной душой поступила на исторический факультет Вильнюсского университета. Меня интересовала античная история, актерство же только отвлекало от любимого занятия».
Лина Бракните в фильме *Последний фронт*, 1971
Лина Бракните
Позже Лина Бракните призналась, что была и еще одна причина, по которой она рассталась с актерской профессией – у нее были комплексы из-за того, что она была очень маленькой, худенькой, невысокой, и она посчитала себя недостаточно красивой и видной для актрисы.
Лина Пакнене
Окончив университет, Лина Бракните 20 лет время работала в библиотеке Института истории Академии наук Литвы, вышла замуж за известного литовского фотографа и книгоиздателя Раймондаса Пакниса и стала ему помогать в его работе. У пары родилась дочь, которую Лина назвала Викой – в честь своей первой киногероини из фильма «Девочка и эхо». Всей семьей они часто путешествовали и объездили много стран.
Лина Пакнене с дочерью Викой в Венеции
В последнее время Лина Пакнене редко бывает в России, но до сих пор с ностальгией вспоминает о тех временах, когда приезжала туда на съемки, и о тех людях, с которыми ей посчастливилось работать: «Не забуду эти громадные ленинградские дома-колодцы, рассказы блокадников. Какие замечательные у вас в России люди! Мне потом так не хватало этой русской открытости, сердечности. Литовцы – более замкнутый народ. А какой чудесный город Одесса! Там тоже люди великолепные! В Одессе я снималась в «Дубравке». Никогда не забуду: арбузы, море, солнце! Вот только плавала я слабо, но потом и этому научилась».
Лина Пакнене с семьей
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.