Почему Майя Менглет эмигрировала в Австралию

В 1950-х гг. никому не известная молодая актриса Майя Менглет неожиданно для самой себя стала звездой всесоюзного масштаба. В успех фильма «Дело было в Пенькове», в котором она дебютировала в главной роли, никто не верил, но он стал культовым и принес актерам невероятную популярность.


Когда Майя Менглет появлялась на зарубежных кинофестивалях, ее называли советской Софи Лорен – их внешнее сходство и правда было заметным. Но в начале 2000-х гг. ей пришлось уехать из страны, хотя это решение было для нее очень непростым.


Актриса в молодости


Актриса театра и кино Майя Менглет

Майя Менглет родилась в 1935 г. в Москве. Ее дальнейший путь был предопределен еще с рождения – ведь родители девочки, Георгий Менглет и Валентина Королева, были актерами. Но Майя могла бы стать манекенщицей – однажды на улице к ней подошли сотрудники Дома моделей на Кузнецком Мосту и предложили попробовать себя в роли манекенщицы. В 17 лет ей это казалось сказкой – девушке тут же предложили поездку в Англию. Но на тот момент она уже училась в Школе-студии МХАТ, и отец, услышав о ее планах, влепил ей пощечину – за то, что так легко отказалась от театра. На этом ее модельная карьера и завершилась.

Майя Менглет

В кино она начала сниматься еще в детстве, а после окончания Школы-студии МХАТ стала актрисой Театра Станиславского, которому отдала следующие 43 года своей жизни. А всесоюзная слава пришла к ней в 22 года, когда на экраны вышел фильм «Дело было в Пенькове», где она сыграла свою первую серьезную роль, к тому же – одну из главных. Никто из критиков не верил в то, что Светлана Дружинина и Вячеслав Тихонов смогут сыграть деревенских жителей, и уж тем более в то, что неопытная актриса, на тот момент еще студентка, сможет убедительно смотреться в этом любовном треугольнике, и заведомо поставили на этом фильме крест.

Актриса, которую называли советской Софи Лорен

Майя Менглет всегда удивлялась, когда ее называли красавицей – сама она считала свою внешность весьма заурядной. И она знала, что ее звездная роль в фильме «Дело было в Пенькове» досталась ей отнюдь не благодаря внешним данным. На роль Тони претендовало много известных актрис, признанных красавиц, в том числе и жена режиссера Нина Меньшикова, но она не смогла сниматься из-за беременности. А когда режиссер Станислав Ростоцкий впервые увидел Майю – он понял, что нашел то, что искал. Она вошла в павильон, когда там проходили пробы другой актрисы, и присела в углу на чемоданчик, ожидая своей очереди. В этой кроткой, робкой, наивной и непосредственной девушке режиссер и увидел свою героиню.

Кадр из фильма *Дело было в Пенькове*, 1957

Майя Менглет в фильме *Дело было в Пенькове*, 1957

Сама актриса позже не раз говорила о том, что не видит у себя ничего общего с Тоней: «Признаюсь честно, в молодости у меня был не такой спокойный характер, как у Тони из фильма «Дело было в Пенькове», а скорее, как у ее соперницы – Ларисы… По отношению к своему мужу, Леониду Сатановскому, я позволяла себе выходки, которые другой бы не стерпел, плюнул бы и ушел к чертовой матери».

Кадр из фильма *Дело было в Пенькове*, 1957

Майя Менглет в фильме *Дело было в Пенькове*, 1957
Этот фильм стал одним из лидеров проката 1958 года – тогда его посмотрели 30,5 млн зрителей. После премьеры в Майю Менглет влюбились тысячи зрителей, а на международных кинофестивалях ее часто путали с Софи Лорен. Устоять перед ее очарованием действительно было сложно. Партнерша актрисы по съемочной площадке Светлана Дружинина, сыгравшая Ларису, рассказывала: «Ростоцкий был увлечен ею. На съемках подобные истории случаются. Порой так и рождаются звезды… А Ростоцкий еще и по природе своей был невероятно увлекающимся. Позже мы с его женой Ниночкой подружились на съемках «Девчат» и тепло общались долгие годы. Ниночка мне откровенно рассказывала: «Я всегда знаю о его увлечениях. Но мне легче пережить этот платонический роман, после которого у него будет удачный фильм, чем вместе с ним рыдать над его неудачей и ощущать, что в этом виновата я. Он ведь Пигмалион. Все мужчины-творцы – Пигмалионы. Они создают статую, влюбляются в нее. А потом эта статуя становится неинтересной и творец возвращается «в свое стойло»… Мудрая она была женщина…».

Кадр из фильма *Матрос с *Кометы*, 1958

Майя Менглет в фильме *Аленка*, 1961

На съемках фильма «Аленка» она очаровала партнера Василия Шукшина. Им довелось сыграть довольно откровенную по тем временам интимную сцену, когда героиня лежала раздетая под одеялом, а герой растирал ее спину снегом, чтобы согреть. После этих съемок Шукшин несколько раз приезжал по утрам под окна актрисы и кричал: «Майя, выйди, я тебя обожаю!»

Майя Менглет в фильме *Аленка*, 1961

Майя Менглет и Софи Лорен, с которой ее часто сравнивали

В 1960-1970-х гг. Майя Менглет продолжала сниматься в кино, но ни один фильм с ее участием не заслужил такой популярности, как «Дело было в Пенькове». К тому же на первом месте для нее всегда оставался театр, и если выбор был между участием в спектакле или в киносъемках, она отдавала предпочтение первому.

Майя Менглет в фильме-спектакле *Повесть об одной любви*, 1979

Кадр из фильма *Атланты и кариатиды*, 1980

Решение об отъезде з СССР далось ей очень непросто. Сначала еще в 1970-х гг. за границу уехал ее старший сын Алексей, который влюбился в студентку МГУ из Германии, женился и переехал в Гамбург. Актриса рассказывала: «Помню день, когда сын сказал: «Я получил разрешение на отъезд!» Меня душили рыдания, ноги стали ватными. Мой мир рухнул, и я сначала не удивилась, что зеркало ходит ходуном, а стены трясутся. Оказалось – это землетрясение».

Кадр из фильма *На углу у Патриарших*, 1995

В 1990-х гг. у Майи Менглет и ее мужа, актера Леонида Сатановского, начались сложности в театре с приходом нового руководства, а в 2002 г. они остались без работы. Однажды Леонид заболел и отсутствовал в театре 2 дня. И за это время ему нашли замену в спектакле. Узнав об этом, Майя возмутилась и пошла разбираться к директору, а он предложил уволиться им обоим. До середины 1990-х гг. актриса периодически продолжала сниматься в кино, но предложений было все меньше и меньше. Последний фильм, в котором ее увидели зрители, – детектив «На углу у Патриарших» в 1995 г.

Актриса с мужем

На тот момент за границу уехал и младший сын актрисы Дмитрий, которому удалось сделать научную карьеру – он стал доктором наук. Оба сына обосновались в Австралии, где Алексей смог реализоваться как актер. И они предложили родителям перебраться к ним в Мельбурн. Майя Менглет рассказывала: «Первое время жили тяжело, очень тоскливо! Леня вообще впал в депрессию, мне было больно на него смотреть. Круг общения резко сузился, у сыновей ведь свои дела, свои семьи… Потом, слава богу, нам позвонили из Русской театральной труппы в Монреале. Мы стали играть в спектаклях, ездить на гастроли, почувствовали себя востребованными. Правда, через несколько лет пришлось свернуть эту деятельность, стало тяжело. Со временем мы привыкли к Австралии». Майя Менглет осталась гражданкой России и периодически приезжала на родину, пока позволяло здоровье. В 2015 г. ушел из жизни ее муж, с которым они прожили 60 лет, и эта потеря стала для нее большим ударом. Сегодня главной радостью в жизни 83-летней актрисы являются внучки.

Актриса театра и кино Майя Менглет
« Внук Андрея Миронова затмил всех своей красотой
Знаменитости, которые успешно совмещают... »
  • +34

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

0
На отца сильно похожа
+3
Интересно было прочитать, дай ей Бог здоровья!!!
Комментарий удалён за нарушение
+2
Спасибо, было интересно узнать.
-1
Если бы в этой статье не было сказано, что она похожа на Софи Лорен, я бы в жизни не догадалась, похожа на ухудшенную копию.
+4
Не надо сожалеть о выборе, лучше быть с сыновьями и внуками, тем более в зрелые годы. Оба красивые актеры, но жизнь основная прожита.
+4
Красавица и хорошая актриса.