Как Мария Скворцова стала звездой кино после 60 лет
Она сыграла множество ролей, воплощая в каждой из них простую русскую женщину. Трудно себе представить, что до 60 лет о ней никто не слышал, хотя она была профессиональной актрисой.
«Калина красная», «Белый Бим Чёрное ухо», «Экипаж» — это только малая часть фильмов, в которых снялась Мария Скворцова. Судьба этой актрисы была удивительна, как и её стремительное восхождение к славе в то время, когда другие актёры уже заканчивают свою карьеру.
Мария Скворцова в молодости.
Она появилась на свет в простой крестьянской семье, в деревне Турино Тульской губернии. Ей не исполнилось и десяти лет, когда она оказалась в столице, где уже жили её старшие братья.
Девочка постоянно что-то напевала, и её даже пригласили петь в церкви. Многие говорили, что она талантлива, но мечтать о профессии актрисы Мария Скворцова даже не смела. Ей казалось: актрисы должны быть статными, красивыми, она же была очень маленького роста и совершенно непримечательной внешности.
Серафима Бирман.
Получив аттестат о среднем образовании, Мария терялась в выборе профессии, но поддалась на уговоры подруги сходить с ней вместе на прослушивание в театральную студию. К удивлению самой Марии Скворцовой, Серафима Бирман, проводившая прослушивание, не просто обратила на девушку внимание, но и пригласила её учиться в Школу-студию МХАТ.
Кадр из фильма «Вечный зов».
Девушка тут же ответила согласием и принялась постигать азы актёрского мастерства. Говорят, что у Серафимы Германовны характер был крутой, а требования к студентам довольно высокими. Она была ученицей Станиславского и, соответственно, его последовательницей, а потому требовала от своих студентов достоверной игры. Мария Скворцова ни разу не пожаловалась на то, что ей тяжело. Она радостно училась и мечтала о том, как станет, наконец, настоящей артисткой.
Кадр из фильма «Ливень».
Сразу после окончания студии весь курс Серафимы Бирман отправился в Великолукский драматический театр. Театр встретил молодых актёров приветливо, публика отнеслась к ним благосклонно и вскоре во время спектаклей в зале не было свободных мест. А потом грянула война.
Сначала актриса играла в Ирбитском драматическом театре, а в 1943 году стала выступать во фронтовой бригаде на Втором Прибалтийском фронте. После победы актриса вернулась в Москву из-за болезни мамы, была принята в труппу областного Театра юного зрителя.
Мария Скворцова была задействована практически во всех постановках. Более 30 лет она день за днём выходила на сцену. Играла любые роли, начиная с зайчиков и заканчивая Красной Шапочкой. Она не делила своих героев на плохих и хороших. Злодеи и разбойники в её исполнении были чуточку смешными и совсем не страшными, а положительные персонажи она наделяла удивительным обаянием.
Она часто выходила на сцену два раза в день: в утреннем спектакле для детей и в вечернем для взрослых. Иногда настолько уставала, что гримировалась к вечернему спектаклю в утренний образ. А потом ей стали предлагать всё меньше ролей, и актриса поняла, что ей пора уходить на покой. Она даже радовалась предстоящей возможности отдохнуть.
Кадр из фильма «Попечители».
До своего увольнения из театра Мария Скворцова в киносъёмках участия не принимала. В некоторых источниках в фильмографии актрисы указывают фильм 1957 года «Дорогой ценой». Однако в этом случае Марию Савельевну путают с её тёзкой, Марией Васильевной Скворцовой, актрисой цыганского театра «Ромэн».
Кадр из фильма «Калина Красная».
В жизни Мария Скворцова всегда была бескомпромиссной, прямолинейной и неудобной: задавала «неправильные» вопросы о трудной жизни крестьян, да о маленьких зарплатах. И требовала на эти вопросы ответов. Наверное, поэтому единственной наградой актрисы была благодарность, полученная от Министерства обороны за доблестный труд в военные годы.
Кадр из фильма «Калина Красная».
Она уже написала заявление об уходе из театра в связи с выходом на заслуженный отдых, как ей предложили поучаствовать в пробах на роль матери Любы, главной героини. Играть предстояло в паре с Иваном Рыжовым. Супругу героя Рыжова должна была изначально играть Нина Сазонова, однако Василий Шукшин не увидел в актёрском дуэте пару, прожившую вместе всю жизнь. Когда же ему принесли фотографии Ивана Рыжова и Марии Скворцовой, все сомнения отпали: они смотрелись, как настоящая семья.
Кадр из фильма «Мёртвые души».
Мария Савельева после «Калины красной» стала знаменитой. Ей было трудно на седьмом десятке постигать неизвестный ранее мир кино. Но она быстро освоилась в новом амплуа, и предложения от режиссёров буквально посыпались на неё. Это были не главные роли, однако Мария Савельевна была столь органична и понятна в образе настоящих женщин, проживших трудную жизнь. Её называли бабушкой и любили целые поколения.
Одни зрители находили гениальной её игру в «Экипаже», другие восхищались мастерством актрисы в фильме Николая Губенко «И жизнь, и слёзы, и любовь». Дети же запомнили её в нескольких выпусках «Ералаша» и в «Гостье из будущего».
Кадр из фильма «И жизнь, и слезы, и любовь».
А потом актриса обиделась на весь современный кинематограф. Согласившись сниматься в фильме «Если б знать...», она была уверена, что играет в экранизации «Трёх сестёр» Чехова. Однако на деле картина оказалась весьма вольной интерпретацией классика. К такому повороту событий Мария Савельевна была не готова и в дальнейшем наотрез отказывалась сниматься.
Мария Савельевна всего год не дожила до своего 90-летнего юбилея. Она ушла 1 декабря 2000 года тихо и скромно, как и жила. Простая русская женщина и настоящая королева эпизода.
«Калина красная», «Белый Бим Чёрное ухо», «Экипаж» — это только малая часть фильмов, в которых снялась Мария Скворцова. Судьба этой актрисы была удивительна, как и её стремительное восхождение к славе в то время, когда другие актёры уже заканчивают свою карьеру.
Из деревни в столицу
Мария Скворцова в молодости.
Она появилась на свет в простой крестьянской семье, в деревне Турино Тульской губернии. Ей не исполнилось и десяти лет, когда она оказалась в столице, где уже жили её старшие братья.
Девочка постоянно что-то напевала, и её даже пригласили петь в церкви. Многие говорили, что она талантлива, но мечтать о профессии актрисы Мария Скворцова даже не смела. Ей казалось: актрисы должны быть статными, красивыми, она же была очень маленького роста и совершенно непримечательной внешности.
Серафима Бирман.
Получив аттестат о среднем образовании, Мария терялась в выборе профессии, но поддалась на уговоры подруги сходить с ней вместе на прослушивание в театральную студию. К удивлению самой Марии Скворцовой, Серафима Бирман, проводившая прослушивание, не просто обратила на девушку внимание, но и пригласила её учиться в Школу-студию МХАТ.
Сбывшаяся мечта
Кадр из фильма «Вечный зов».
Девушка тут же ответила согласием и принялась постигать азы актёрского мастерства. Говорят, что у Серафимы Германовны характер был крутой, а требования к студентам довольно высокими. Она была ученицей Станиславского и, соответственно, его последовательницей, а потому требовала от своих студентов достоверной игры. Мария Скворцова ни разу не пожаловалась на то, что ей тяжело. Она радостно училась и мечтала о том, как станет, наконец, настоящей артисткой.
Кадр из фильма «Ливень».
Сразу после окончания студии весь курс Серафимы Бирман отправился в Великолукский драматический театр. Театр встретил молодых актёров приветливо, публика отнеслась к ним благосклонно и вскоре во время спектаклей в зале не было свободных мест. А потом грянула война.
Сначала актриса играла в Ирбитском драматическом театре, а в 1943 году стала выступать во фронтовой бригаде на Втором Прибалтийском фронте. После победы актриса вернулась в Москву из-за болезни мамы, была принята в труппу областного Театра юного зрителя.
Жизнь до славы
Кадр из фильма «Вы умеете играть на пианино?»
Мария Скворцова была задействована практически во всех постановках. Более 30 лет она день за днём выходила на сцену. Играла любые роли, начиная с зайчиков и заканчивая Красной Шапочкой. Она не делила своих героев на плохих и хороших. Злодеи и разбойники в её исполнении были чуточку смешными и совсем не страшными, а положительные персонажи она наделяла удивительным обаянием.
Она часто выходила на сцену два раза в день: в утреннем спектакле для детей и в вечернем для взрослых. Иногда настолько уставала, что гримировалась к вечернему спектаклю в утренний образ. А потом ей стали предлагать всё меньше ролей, и актриса поняла, что ей пора уходить на покой. Она даже радовалась предстоящей возможности отдохнуть.
Кадр из фильма «Попечители».
До своего увольнения из театра Мария Скворцова в киносъёмках участия не принимала. В некоторых источниках в фильмографии актрисы указывают фильм 1957 года «Дорогой ценой». Однако в этом случае Марию Савельевну путают с её тёзкой, Марией Васильевной Скворцовой, актрисой цыганского театра «Ромэн».
В 60 лет жизнь только начинается
Кадр из фильма «Калина Красная».
В жизни Мария Скворцова всегда была бескомпромиссной, прямолинейной и неудобной: задавала «неправильные» вопросы о трудной жизни крестьян, да о маленьких зарплатах. И требовала на эти вопросы ответов. Наверное, поэтому единственной наградой актрисы была благодарность, полученная от Министерства обороны за доблестный труд в военные годы.
Кадр из фильма «Калина Красная».
Она уже написала заявление об уходе из театра в связи с выходом на заслуженный отдых, как ей предложили поучаствовать в пробах на роль матери Любы, главной героини. Играть предстояло в паре с Иваном Рыжовым. Супругу героя Рыжова должна была изначально играть Нина Сазонова, однако Василий Шукшин не увидел в актёрском дуэте пару, прожившую вместе всю жизнь. Когда же ему принесли фотографии Ивана Рыжова и Марии Скворцовой, все сомнения отпали: они смотрелись, как настоящая семья.
Кадр из фильма «Мёртвые души».
Мария Савельева после «Калины красной» стала знаменитой. Ей было трудно на седьмом десятке постигать неизвестный ранее мир кино. Но она быстро освоилась в новом амплуа, и предложения от режиссёров буквально посыпались на неё. Это были не главные роли, однако Мария Савельевна была столь органична и понятна в образе настоящих женщин, проживших трудную жизнь. Её называли бабушкой и любили целые поколения.
Одни зрители находили гениальной её игру в «Экипаже», другие восхищались мастерством актрисы в фильме Николая Губенко «И жизнь, и слёзы, и любовь». Дети же запомнили её в нескольких выпусках «Ералаша» и в «Гостье из будущего».
Кадр из фильма «И жизнь, и слезы, и любовь».
А потом актриса обиделась на весь современный кинематограф. Согласившись сниматься в фильме «Если б знать...», она была уверена, что играет в экранизации «Трёх сестёр» Чехова. Однако на деле картина оказалась весьма вольной интерпретацией классика. К такому повороту событий Мария Савельевна была не готова и в дальнейшем наотрез отказывалась сниматься.
Мария Савельевна всего год не дожила до своего 90-летнего юбилея. Она ушла 1 декабря 2000 года тихо и скромно, как и жила. Простая русская женщина и настоящая королева эпизода.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
0
Хорошая добрая как все бабушки.
- ↓