Сын Владимира Басова пускает с молотка антиквариат отца
Сценаристу, режиссеру и писателю Александру Басову, сыну замечательного артиста и режиссера Владимира Басова, в этом году исполняется 50 лет.
По его сценариям снято почти два десятка фильмов и сериалов. Как режиссер он выпустил на экраны картины «Псих и мелочевка», «Мой бедный Пьеро», «Лесная царевна». Недавно Басов-младший дал объявление о том, что продает антикварную мебель своего легендарного отца. О том, что толкнуло Александра Владимировича на этот шаг, он откровенно рассказал.
— Александр Владимирович, на своей странице в социальной сети вы дали объявление, что продаете антиквариат отца. Не жаль?
— С одной стороны, жалко, а с другой, жизнь — это не музей. Нельзя трястись над экспонатами.
— Вы так плохо живете, что вынуждены распродавать вещи?
— Деньги мне понадобились для продолжения cъемок фильма «Японский бог» по рассказу Рюноскэ Акутагавы «В чаще». Работу над картиной мы начали в прошлом году.
— По этому произведению много лет назад снял классическую кинопритчу «Ворота Расемон» великий Акира Куросава с Тосиро Мифуне в главной роли...
— Да, это будет ремейк, только на русской почве… Так вот, к лету выяснилось, что у нас нет ни финансовых средств, ни технических возможностей продолжать съемочный процесс. Помощи, на которую мы рассчитывали, не получили. А картину нельзя откладывать на длительное время, иначе и актеры теряют интерес, и пропадает драйв. Мы начали истерически искать деньги. Я мог продавать свои книги, у меня большая библиотека, но, чтобы собрать такую сумму, нужно торговать книгами несколько лет. Тогда я решил передать в хорошие руки мебель отца. Не безвозмездно, разумеется. Но покупатель пока не появился.
Прошлой осенью Александр БАСОВ женился в третий раз. Его избранницей стала актриса Юлия ЯНОВСКАЯ (на фото она со своим сыном Петей)
Фильм пылится на полке
-Вашу прекрасную картину «Дом, милый дом» широкий зритель еще не видел. В чем же дело?
— Понадобились финансы на постпродакшн: озвучку, цветоустановку, запись музыки. Я трижды обращался в Министерство культуры, «Роскино», но поддержки не получил. В итоге фильм был завершен, но судьба ленты не сложилась. Как ее запускать без рекламной кампании? Неподъемно для меня организовать показ картины с банкетом, пригласить туда гостей, прессу, кинокритиков… Подумал, раз не удалась моя попытка, буду сидеть и курить бамбук.
-Одну из ролей в «Доме...» сыграла ваша жена — актриса Екатерина Лапина, погибшая три года назад в автомобильной катастрофе...
— После этой работы Екатерина еще снималась, но по дате выхода она стала для нее последней. После гибели жены я подумал, что нужно довести все до конца в память о Кате. Это и стало стимулом, чтобы взять себя в руки. Катя была очень разносторонним человеком, богато одаренным. Печально, что в 37 лет она очень мало сделала толкового по сравнению с тем, что могла, хотя сыграла более 30 ролей.
— Вы прожили с Екатериной 13 лет. Как удалось пережить утрату?
— Тяжело. У меня было четкое ощущение, что у меня отрезали кусок тела. Я потом физически чувствовал, как болезненно отрастают новые органы. Фильм помог пережить злобу на несправедливость этого мира. Кажется, все монолитно, рассчитано, а потом бабах — и все меняется до неузнаваемости. И затем уйма сил требуется для осознания новой реальности.
Александр со второй женой Екатериной ЛАПИНОЙ в гостях у подруги. На руках режиссёра сын приятельницы Савелий (2004 г.)
Ранний брак
— Поддерживаете отношения со своим сыном Мстиславом от первого брака?
— Естественно. Он молодой лейтенант, живет пока в общежитии. С мамой Мстислава вместе учились во ВГИКе. Мне было 19, когда мы поженились. Не буду называть имени первой жены, она к этому болезненно относится. Человек не публичный, кино не занимается.
— Владимир Павлович не отговаривал от столь раннего брака?
— Папа побурчал немного, но эта ситуация была уже не под его контролем. Владимир Павлович меня ни от чего не отговаривал и никогда ни к чему не подталкивал. Это был вообще не его стиль. Отец обладал педагогическим даром: общался с детьми, как с абсолютно равными. Не лез с советами, если их у него не просили, никогда не заходил ко мне в комнату без стука. О том, как он меня воспитывал, можно писать книгу. Одна фраза мне особенно врезалась в память. Она — его отношение к жизни. Папа говорил: «Всегда будь на стороне слабого». И я старался придерживаться этого.
— Вам часто приходилось ошибаться в жизни?
— Постоянно!
… и пасынком Петей у камина
Отец был пижоном
— Когда развелись родители, вы 10 лет не общались с вашей мамой — актрисой Валентиной Титовой. Отношения позже наладились, вы принимаете ее советы?
— Я не люблю непрошеных советов. Все давно наладилось, этой истории уже почти 40 лет, за это время она обросла фантастическими легендами. Я никогда не был полон ненависти к матери, но был полон любви к отцу. Искренне считал, что нужно придержать свои чувства.
Многие отцовские друзья до сих пор говорят: «Они не были счастливы вместе!» Но я знаю: в их жизни случались мгновения, когда они были так счастливы, как никто и никогда. У нас была замечательная семья. Мама не уходила от папы к другому мужчине, она ушла на съемную квартиру. Встреча с кинооператором Георгием Рербергом, ставшим впоследствии ее мужем, произошла позже и сыграла свою роковую роль. Но на развод решающим образом не повлияла. Брак моих родителей просто изжил себя. В нем никто не являлся овцой, были лев и львица. Подмять кому-то из них под себя другого было нереально. А потом львица устала от льва.
На съёмках фильма «Лесная царевна» с актрисой Анастасией САВОСИНОЙ (2004 г.)
-Валентина Антиповна очень красива, а Владимира Павловича называли страшным красавцем. Как ему удавалось производить впечатление на женщин?
— Папа всегда был женат на красивых женщинах. Он любил окружать себя всем красивым. Для него очень важным оставался внешний лоск. Чтобы складки на брюках выглядели безукоризненно, а женщина рядом была сногсшибательной. Отец был пижон по натуре, ему нравилось хорошо одеваться. Правда, вкус имел специфический. До последних дней любил несусветные цветосочетания. К малиновому костюму мог надеть зеленую бабочку. Когда у папы возникали заграничные поездки, он первым делом покупал себе за рубежом одежду. В поисках белых брюк для него мы два дня в Праге таскались по магазинам! Отец их очень хотел, а в Советском Союзе таких в природе не существовало. Наконец в одном из магазинов он их нашел. Помню, выходит папа из примерочной, и я обалдеваю. Штаны-то женские!
— Папа, они же дамские! — говорю ему. — Ширинка на другую сторону! Как ты в них на люди выйдешь?!
А он смотрит на меня такой довольный: «Свитер длинный надену, никто и не заметит!»
Папа и мама воспитывали Сашу по разным сценариям (1970 г.)
— Какие черты характера вы унаследовали от родителей?
— Занудство и щепетильность у меня от мамы. Отец был более легким человеком. Оба они любили порядок. Папа ненавидел пыль. Но родительскую страсть к порядку я не унаследовал. В моей комнате всегда был беспорядок. Я все делал одновременно: строил корабль, рисовал мелками, писал роман. Если мне вдруг хотелось погулять на улице с друзьями, я все бросал и бежал во двор. Возвращался домой, а в комнате уже ни романа, ни мелков: мама все отправляла в мусоропровод. Как-то ее приятельница спросила: «Валя, почему ты все время выкидываешь его романы? Из него ведь может писатель получиться». Мама ответила: «Если я не буду выкидывать его романы, он больше не станет писать. А так у него есть стимул». В итоге из моих детских романов сохранились лишь пять, а было полсотни. В своей строгости мама порой перегибала палку, прибегая к физическим наказаниям. Папа был против такого воспитания. Жизнь показала, что как раз мамины педагогические методы не принесли плодов. В моем кабинете всегда бардак: вещи раскиданы, из-за рукописей, наваленных на полу, к компьютеру не пробраться, пепельница полна окурков. Увидел бы это безобразие папа, даже он выпорол бы меня!
От Владимира БАСОВА Валентина ТИТОВА ушла к известному кинооператору Георгию РЕРБЕРГУ (на фото в круге)
По его сценариям снято почти два десятка фильмов и сериалов. Как режиссер он выпустил на экраны картины «Псих и мелочевка», «Мой бедный Пьеро», «Лесная царевна». Недавно Басов-младший дал объявление о том, что продает антикварную мебель своего легендарного отца. О том, что толкнуло Александра Владимировича на этот шаг, он откровенно рассказал.
— Александр Владимирович, на своей странице в социальной сети вы дали объявление, что продаете антиквариат отца. Не жаль?
— С одной стороны, жалко, а с другой, жизнь — это не музей. Нельзя трястись над экспонатами.
— Вы так плохо живете, что вынуждены распродавать вещи?
— Деньги мне понадобились для продолжения cъемок фильма «Японский бог» по рассказу Рюноскэ Акутагавы «В чаще». Работу над картиной мы начали в прошлом году.
— По этому произведению много лет назад снял классическую кинопритчу «Ворота Расемон» великий Акира Куросава с Тосиро Мифуне в главной роли...
— Да, это будет ремейк, только на русской почве… Так вот, к лету выяснилось, что у нас нет ни финансовых средств, ни технических возможностей продолжать съемочный процесс. Помощи, на которую мы рассчитывали, не получили. А картину нельзя откладывать на длительное время, иначе и актеры теряют интерес, и пропадает драйв. Мы начали истерически искать деньги. Я мог продавать свои книги, у меня большая библиотека, но, чтобы собрать такую сумму, нужно торговать книгами несколько лет. Тогда я решил передать в хорошие руки мебель отца. Не безвозмездно, разумеется. Но покупатель пока не появился.
Прошлой осенью Александр БАСОВ женился в третий раз. Его избранницей стала актриса Юлия ЯНОВСКАЯ (на фото она со своим сыном Петей)
Фильм пылится на полке
-Вашу прекрасную картину «Дом, милый дом» широкий зритель еще не видел. В чем же дело?
— Понадобились финансы на постпродакшн: озвучку, цветоустановку, запись музыки. Я трижды обращался в Министерство культуры, «Роскино», но поддержки не получил. В итоге фильм был завершен, но судьба ленты не сложилась. Как ее запускать без рекламной кампании? Неподъемно для меня организовать показ картины с банкетом, пригласить туда гостей, прессу, кинокритиков… Подумал, раз не удалась моя попытка, буду сидеть и курить бамбук.
-Одну из ролей в «Доме...» сыграла ваша жена — актриса Екатерина Лапина, погибшая три года назад в автомобильной катастрофе...
— После этой работы Екатерина еще снималась, но по дате выхода она стала для нее последней. После гибели жены я подумал, что нужно довести все до конца в память о Кате. Это и стало стимулом, чтобы взять себя в руки. Катя была очень разносторонним человеком, богато одаренным. Печально, что в 37 лет она очень мало сделала толкового по сравнению с тем, что могла, хотя сыграла более 30 ролей.
— Вы прожили с Екатериной 13 лет. Как удалось пережить утрату?
— Тяжело. У меня было четкое ощущение, что у меня отрезали кусок тела. Я потом физически чувствовал, как болезненно отрастают новые органы. Фильм помог пережить злобу на несправедливость этого мира. Кажется, все монолитно, рассчитано, а потом бабах — и все меняется до неузнаваемости. И затем уйма сил требуется для осознания новой реальности.
Александр со второй женой Екатериной ЛАПИНОЙ в гостях у подруги. На руках режиссёра сын приятельницы Савелий (2004 г.)
Ранний брак
— Поддерживаете отношения со своим сыном Мстиславом от первого брака?
— Естественно. Он молодой лейтенант, живет пока в общежитии. С мамой Мстислава вместе учились во ВГИКе. Мне было 19, когда мы поженились. Не буду называть имени первой жены, она к этому болезненно относится. Человек не публичный, кино не занимается.
— Владимир Павлович не отговаривал от столь раннего брака?
— Папа побурчал немного, но эта ситуация была уже не под его контролем. Владимир Павлович меня ни от чего не отговаривал и никогда ни к чему не подталкивал. Это был вообще не его стиль. Отец обладал педагогическим даром: общался с детьми, как с абсолютно равными. Не лез с советами, если их у него не просили, никогда не заходил ко мне в комнату без стука. О том, как он меня воспитывал, можно писать книгу. Одна фраза мне особенно врезалась в память. Она — его отношение к жизни. Папа говорил: «Всегда будь на стороне слабого». И я старался придерживаться этого.
— Вам часто приходилось ошибаться в жизни?
— Постоянно!
… и пасынком Петей у камина
Отец был пижоном
— Когда развелись родители, вы 10 лет не общались с вашей мамой — актрисой Валентиной Титовой. Отношения позже наладились, вы принимаете ее советы?
— Я не люблю непрошеных советов. Все давно наладилось, этой истории уже почти 40 лет, за это время она обросла фантастическими легендами. Я никогда не был полон ненависти к матери, но был полон любви к отцу. Искренне считал, что нужно придержать свои чувства.
Многие отцовские друзья до сих пор говорят: «Они не были счастливы вместе!» Но я знаю: в их жизни случались мгновения, когда они были так счастливы, как никто и никогда. У нас была замечательная семья. Мама не уходила от папы к другому мужчине, она ушла на съемную квартиру. Встреча с кинооператором Георгием Рербергом, ставшим впоследствии ее мужем, произошла позже и сыграла свою роковую роль. Но на развод решающим образом не повлияла. Брак моих родителей просто изжил себя. В нем никто не являлся овцой, были лев и львица. Подмять кому-то из них под себя другого было нереально. А потом львица устала от льва.
На съёмках фильма «Лесная царевна» с актрисой Анастасией САВОСИНОЙ (2004 г.)
-Валентина Антиповна очень красива, а Владимира Павловича называли страшным красавцем. Как ему удавалось производить впечатление на женщин?
— Папа всегда был женат на красивых женщинах. Он любил окружать себя всем красивым. Для него очень важным оставался внешний лоск. Чтобы складки на брюках выглядели безукоризненно, а женщина рядом была сногсшибательной. Отец был пижон по натуре, ему нравилось хорошо одеваться. Правда, вкус имел специфический. До последних дней любил несусветные цветосочетания. К малиновому костюму мог надеть зеленую бабочку. Когда у папы возникали заграничные поездки, он первым делом покупал себе за рубежом одежду. В поисках белых брюк для него мы два дня в Праге таскались по магазинам! Отец их очень хотел, а в Советском Союзе таких в природе не существовало. Наконец в одном из магазинов он их нашел. Помню, выходит папа из примерочной, и я обалдеваю. Штаны-то женские!
— Папа, они же дамские! — говорю ему. — Ширинка на другую сторону! Как ты в них на люди выйдешь?!
А он смотрит на меня такой довольный: «Свитер длинный надену, никто и не заметит!»
Папа и мама воспитывали Сашу по разным сценариям (1970 г.)
— Какие черты характера вы унаследовали от родителей?
— Занудство и щепетильность у меня от мамы. Отец был более легким человеком. Оба они любили порядок. Папа ненавидел пыль. Но родительскую страсть к порядку я не унаследовал. В моей комнате всегда был беспорядок. Я все делал одновременно: строил корабль, рисовал мелками, писал роман. Если мне вдруг хотелось погулять на улице с друзьями, я все бросал и бежал во двор. Возвращался домой, а в комнате уже ни романа, ни мелков: мама все отправляла в мусоропровод. Как-то ее приятельница спросила: «Валя, почему ты все время выкидываешь его романы? Из него ведь может писатель получиться». Мама ответила: «Если я не буду выкидывать его романы, он больше не станет писать. А так у него есть стимул». В итоге из моих детских романов сохранились лишь пять, а было полсотни. В своей строгости мама порой перегибала палку, прибегая к физическим наказаниям. Папа был против такого воспитания. Жизнь показала, что как раз мамины педагогические методы не принесли плодов. В моем кабинете всегда бардак: вещи раскиданы, из-за рукописей, наваленных на полу, к компьютеру не пробраться, пепельница полна окурков. Увидел бы это безобразие папа, даже он выпорол бы меня!
От Владимира БАСОВА Валентина ТИТОВА ушла к известному кинооператору Георгию РЕРБЕРГУ (на фото в круге)
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
+1
Получил наследство, его право распорядиться им, по своему желанию.
Статья не о чём.
- ↓
+3
Я считаю, это его личное дело, что делать с наследством отца.
- ↓
+1
да.
- ↑
- ↓