Творчество Евгения Лебедева
Один из величайших актеров советского и российского театра и кино, перевоплощался в своих героев полностью, делая говорящими детали одежды, походку, жесты, мимику.
Его творческая биография насчитывает более 70 разножанровых ролей.
Интерес к художественной самодеятельности Евгений проявлял с детства, тщательно скрывая свое происхождение – отец будущего актера был священником, что в годы советской власти считалось пережитком прошлого. Свои лицедейские способности Евгений демонстрировал и в ФЗУ, а затем поступил в самарский ТРАМ (1932). Но вскоре паренек покидает родной город и переезжает в Москву, где продолжает учебу, но уже в Центральном техникуме театрального искусства (ныне это серьезный вуз – ГИТИС), одновременно выступая на сцене Театра Красной армии, а в 1940-м окончил училище Камерного театра.
Дебют в кино состоялся в 1952 году. Евгению было 35 лет. За плечами была работа в Тбилисском ТЮЗе, годы преподавания актерского мастерства, служба в Театре промкооперации, судьбоносная встреча с Г.А. Товстоноговым. Выступление в новом тогда Ленкоме. Уже вторая роль «вождя всех народов» на сцене этого театра принесла Евгению Алексеевичу высокую награду – Сталинскую (Государственную) премию I степени (1950). Первой киношной ролью стал Кощей Бессмертный из музыкальной мелодрамы «Римский-Корсаков» (1952). Она была настолько мала, что фамилию актера даже не указали в титрах. Но нам на память остались уникальные кадры.
А знаменитым в кино сделала его роль Михаила Васильевича Ромашова из приключенческого фильма «Два капитана» (1955). С образом подлеца Евгений Алексеевич справился безупречно.
В социальной драме «Поднятая целина» (1960) герой Лебедева – бригадир третьей бригады Агафон Дубцов.
В социальной драме «Иду на грозу» (1965) актер запомнился в роли посредственного ученого с честолюбивыми замашками Якова Ивановича Агатова, фактически заменившего начальника лаборатории. Добившись этой должности, его герой тормозит научный поиск, а иногда, не думая о последствиях, даже и вредит.
В драме «Последний месяц осени» (1965) Евгений Лебедев сыграл главную роль. Его герой – старик-отец, отправившийся навестить своих четверых сыновей, не откликнувшихся на его зов, не прибывших домой к больному родителю. За исполнение этой роли актер получил гран-при на кинофестивале в Маар-дель-Плата (Аргентина, 1966).
Незабываем его дед Нечипор из музыкальной комедии «Свадьба в Малиновке» (1967). Его фраза: «Опять власть меняется!» – стала крылатой.
В драме «Преступление и наказание» (1969) Евгений Лебедев предстал в образе спившегося титулярного советника Семена Захаровича Мармеладова, отца Сони.
В детской комедии «Приключения желтого чемоданчика» (1970) актер сыграл доктора-волшебника, который, подобно Айболиту, чудодейственными пилюлями исцеляет от трусости, болтливости, уныния и т.д.
В драме «Таланты и поклонники» (1973) Лебедев предстал в образе помощника режиссера Мартына Прокофьича Нарокова.
В военном мини-сериале «Блокада» (1974–1977) Евгений Алексеевич сыграл Ивана Максимовича Королева. За исполнение этой роли актер удостоился приза «Золотая нимфа» на Международном фестивале в Монте-Карло (1977).
В детском фильме «Фантазии Веснухина» (1977) Лебедеву принадлежит главная роль. Его герой – добрый клоун.
В драме «Прощание славянки» (1985) Евгений Алексеевич сыграл тихого бунтаря Семена Протасовича, второго мужа главной героини Анны Ивановны.
В приключенческой драме «Петроградские Гавроши» (1987) Лебедеву принадлежит роль учителя пения в приюте по прозвищу Котофей. В дни Октябрьского переворота ему пришлось возглавить это заведение. Он как мог заботился о сиротах в эти страшные дни. Актер сыграл старого русского интеллигента.
Пожалуй, одна из самых гениальных ролей Лебедева – Холстомер в фильме-спектакле «История лошади» (1989). Так показать одиночество своего героя – удел великих.
В детективе «Билет в красный театр, или Смерть гробокопателя» (1992) Евгений Алексеевич предстал в образе кочегара крематория Семена Семеновича Брязгунова.
В комедии «Сикимоку» (1993) Лебедеву принадлежит роль старухи Ксении Ивановны Некрасовой.
В комедии «На кого Бог пошлет» (1994) актер сыграл отца главного героя Хлюздина.
Последней ролью Евгения Алексеевича стал титулярный советник в отставке Гурий Алексеевич Нянин из телеспектакля «Театр Чехонте. Картинки из недавнего прошлого» (1996).
Скончался великий актер 9 июня 1997 года в Санкт-Петербурге. Похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища.
Его творческая биография насчитывает более 70 разножанровых ролей.
Интерес к художественной самодеятельности Евгений проявлял с детства, тщательно скрывая свое происхождение – отец будущего актера был священником, что в годы советской власти считалось пережитком прошлого. Свои лицедейские способности Евгений демонстрировал и в ФЗУ, а затем поступил в самарский ТРАМ (1932). Но вскоре паренек покидает родной город и переезжает в Москву, где продолжает учебу, но уже в Центральном техникуме театрального искусства (ныне это серьезный вуз – ГИТИС), одновременно выступая на сцене Театра Красной армии, а в 1940-м окончил училище Камерного театра.
Дебют в кино состоялся в 1952 году. Евгению было 35 лет. За плечами была работа в Тбилисском ТЮЗе, годы преподавания актерского мастерства, служба в Театре промкооперации, судьбоносная встреча с Г.А. Товстоноговым. Выступление в новом тогда Ленкоме. Уже вторая роль «вождя всех народов» на сцене этого театра принесла Евгению Алексеевичу высокую награду – Сталинскую (Государственную) премию I степени (1950). Первой киношной ролью стал Кощей Бессмертный из музыкальной мелодрамы «Римский-Корсаков» (1952). Она была настолько мала, что фамилию актера даже не указали в титрах. Но нам на память остались уникальные кадры.
А знаменитым в кино сделала его роль Михаила Васильевича Ромашова из приключенческого фильма «Два капитана» (1955). С образом подлеца Евгений Алексеевич справился безупречно.
В социальной драме «Поднятая целина» (1960) герой Лебедева – бригадир третьей бригады Агафон Дубцов.
В социальной драме «Иду на грозу» (1965) актер запомнился в роли посредственного ученого с честолюбивыми замашками Якова Ивановича Агатова, фактически заменившего начальника лаборатории. Добившись этой должности, его герой тормозит научный поиск, а иногда, не думая о последствиях, даже и вредит.
В драме «Последний месяц осени» (1965) Евгений Лебедев сыграл главную роль. Его герой – старик-отец, отправившийся навестить своих четверых сыновей, не откликнувшихся на его зов, не прибывших домой к больному родителю. За исполнение этой роли актер получил гран-при на кинофестивале в Маар-дель-Плата (Аргентина, 1966).
Незабываем его дед Нечипор из музыкальной комедии «Свадьба в Малиновке» (1967). Его фраза: «Опять власть меняется!» – стала крылатой.
В драме «Преступление и наказание» (1969) Евгений Лебедев предстал в образе спившегося титулярного советника Семена Захаровича Мармеладова, отца Сони.
В детской комедии «Приключения желтого чемоданчика» (1970) актер сыграл доктора-волшебника, который, подобно Айболиту, чудодейственными пилюлями исцеляет от трусости, болтливости, уныния и т.д.
В драме «Таланты и поклонники» (1973) Лебедев предстал в образе помощника режиссера Мартына Прокофьича Нарокова.
В военном мини-сериале «Блокада» (1974–1977) Евгений Алексеевич сыграл Ивана Максимовича Королева. За исполнение этой роли актер удостоился приза «Золотая нимфа» на Международном фестивале в Монте-Карло (1977).
В детском фильме «Фантазии Веснухина» (1977) Лебедеву принадлежит главная роль. Его герой – добрый клоун.
В драме «Прощание славянки» (1985) Евгений Алексеевич сыграл тихого бунтаря Семена Протасовича, второго мужа главной героини Анны Ивановны.
В приключенческой драме «Петроградские Гавроши» (1987) Лебедеву принадлежит роль учителя пения в приюте по прозвищу Котофей. В дни Октябрьского переворота ему пришлось возглавить это заведение. Он как мог заботился о сиротах в эти страшные дни. Актер сыграл старого русского интеллигента.
Пожалуй, одна из самых гениальных ролей Лебедева – Холстомер в фильме-спектакле «История лошади» (1989). Так показать одиночество своего героя – удел великих.
В детективе «Билет в красный театр, или Смерть гробокопателя» (1992) Евгений Алексеевич предстал в образе кочегара крематория Семена Семеновича Брязгунова.
В комедии «Сикимоку» (1993) Лебедеву принадлежит роль старухи Ксении Ивановны Некрасовой.
В комедии «На кого Бог пошлет» (1994) актер сыграл отца главного героя Хлюздина.
Последней ролью Евгения Алексеевича стал титулярный советник в отставке Гурий Алексеевич Нянин из телеспектакля «Театр Чехонте. Картинки из недавнего прошлого» (1996).
Скончался великий актер 9 июня 1997 года в Санкт-Петербурге. Похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
+2
В детстве очень любил доктора из «желтого чемоданчика».
- ↓
+1
Замечательный был актёр.
- ↓