Григорий Александров и все самое интересное из его жизни
Имя выдающегося советского режиссера и сценариста вошло в историю мирового кино как классика довоенной комедии. «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Цирк», может быть, и приукрашивали действительность, но неизменно дарили положительные эмоции.
1. Настоящая фамилия Григория Васильевича вовсе не Александров, а Мормоненко. Родился он в 1903-м в Екатеринбурге, в семье горнорабочего. С детских лет познал тяжесть физического труда. В 1912-м мальчик работал в городском театре и рассыльным, и помощником бутафора, и помощником осветителя.
Здание Екатеринбургского театра
Денег в семье катастрофически не хватало, а отец мечтал, чтобы его дети выбились в люди, получили хорошее образование. И только Октябрьский переворот позволил простой молодежи выучиться. В 1917-м он окончил Екатеринбургскую музыкальную школу. А когда в городе открылись курсы для режиссеров рабоче-крестьянского театра, Григорий, влюбившийся в сцену, еще будучи на подхвате, не раздумывая поступил туда. Судьба свела его с таким же безродным пареньком Иваном Пырьевым, с которым вместе возрождал художественную самодеятельность в клубе ЧК после изгнания генерала Колчака. По окончании курсов Григория командировали руководить фронтовым театром.
Как писал впоследствии Григорий Васильевич в своих мемуарах: «В этом мчавшемся по дорогам Гражданской войны театре мне довелось осуществить свои первые режиссерские работы. В те времена все было очень просто: ночью писали пьесу, днем ее ставили, вечером играли спектакль». Возвратившись в Екатеринбург в 1920-м, Григорий с Пырьев организуют детский театр. Но при огромной жажде деятельности у друзей недостаточно было образования, мало знаний классической литературы, но главное – желание совершенствоваться, идти вперед, увлекая за собой других, присутствовало.
2. Как и вся молодежь того времени, Григорий и Иван мечтали о истинно народном революционном театре, и, когда в Екатеринбурге возник ХЛАМ (клуб, объединивший художников, литераторов, артистов и музыкантов), друзья стали его завсегдатаями, приобретая славу не всегда положительную, пробовали сами сочинять. А однажды поставили истинно революционную пьесу В.В. Маяковского «Мистерия-буфф» (режиссером был наш покорный слуга Григорий Васильевич). Спектакль был неодобрительно встречен критикой, но его участники стали узнаваемыми людьми в городе. И когда в губнаробразе Екатеринбурга организовался театральный отдел, будущий классик кино получил должность инструктора.
3. Судьбоносные гастроли труппы МХАТа определили всю дальнейшую жизнь Пырьева и Мормоненко. Они решили учиться театральному искусству профессионально. Прибыв в столицу, друзья долго не могли определиться с театром, такое их было невероятно количество. «Мы метались среди множества различных «течений» и «направлений», держали приемные экзамены всюду, где бы они ни объявлялись: в Камерный театр, в Театр революции, 1-ю студию Художественного театра, во 2-ю студию, в Грибоедовскую студию, в Пушкинскую студию, в Поленовскую студию… Увидев в театре «Пролеткульта» спектакль «Мексиканец», мы наконец сделали свой окончательный выбор. Правда, предстояло еще выдержать экзамен. В конце концов, мы своего добились. Из 600 претендентов было отобрано шесть. В их числе и мы с Пырьевым».
4. В этом театре Григорий познакомился с Сергеем Эйнзештейном, который поразил молодого человека своими энциклопедическими знаниями, свободным владением английским, французским и немецким языками. В 1924-м Григорий стал ассистентом режиссера по историко-революционному фильму «Стачка», в 1925-м «Броненосцу «Потемкин»», а в 1929-м эпопее-агитки «Старое и новое». К слову сказать, в драме «Стачка» Александрову принадлежит роль мастера, а в военном фильме «Броненосец «Потемкин» он сыграл лейтенанта Гиляровского.
В 1929-м Григорий и Сергей уезжают в Голливуд по приглашению американского киногиганта «Парамаунт». В то время Голливуд широко отмечал 30-летний юбилей. Друзья побывали в гостях у Уолта Диснея, познакомились с Чарли Чаплином. В 1930-м их путь лежал в Мексику, где Александров пробует свои силы в режиссуре, снимая фильм «Да здравствует Мексика!» (окончательно оформившийся только в 1979-м). А по возвращении в СССР в 1932-м снял по заказу вождя «Интернационал», прославляющий Сталина и его великие деяния.
Григорий Александров (слева) и Сергей Эйзенштейн (справа) в Штатах
5. В 1934-м Александров снял «Веселых ребят». Это была первая советская звуковая кинокомедия и сбывшаяся мечта самого режиссера, соединившего в этом жанре откровенную гиперболизацию, гротеск, буффонаду, лирику. А главным лейтмотивом картины была мысль о том, что советская власть открыла все пути в большое искусство талантам из народа. На Международном кинофестивале в Венеции (1934) Александров был удостоен гран-при за лучшую режиссуру.
6. Первой женой Григория Александрова была Ольга Иванова, солистка ансамбля «Синяя блуза». У супругов в 1925-м родился сын Дуглас (Василий), который пошел по стопам отца, окончив сценарное отделение ВГИКа, в 1952-м был обвинен в антисоветской деятельности, год сидел в Бутырской тюрьме. Скончался после второго инфаркта в 1978-м. Когда он Григорий Васильевич вернулся из загранкомандировки, то узнал, что супруга ему изменила с актером Борисом Тениным… Они расстались. Второй женой Григория Васильевича была звезда советского кинематографа Любовь Орлова, она снялась во всех его фильмах. Детей в этом браке не было.
7. В 1936-м зрители увидели музыкальную комедию «Цирк» и встретили ее на ура. В 1937-м фильм получил признание во Франции, награжден Высшей премией на Международной выставке в Париже, а в 1941-м режиссер Александров, композитор Исаак Дунаевский и актриса Любовь Орлова были удостоены Сталинской (Государственной) премии.
8. Настоящий фурор произвела комедия «»Волга-Волга» (1938), соединившая элементы джаза и трюковые эффекты, высмеивающая бюрократический стиль руководства и бескультурье, скрывающееся за маской солидной должности: «Я не могу заниматься каждой балалайкой в отдельности»; «Владея музыкальной культурой и лично зная товарища Шульберта...»; «Закройте дверь!»; «Очистите палубу!»; «Прекратите безобразие!»
9. В 1940-м на экраны вышел мюзикл «Светлый путь». «Взявшись за показ нового в советской действительности, мы стремились в техническом отношении быть новаторами-энтузиастами. Пленка у нас была слабая. На этом пути мы испытывали много трудностей, а в текстильных цехах, где приходилось снимать, было не очень-то светло. Поэтому широко использовали новый по тем временам технический прием: замедленной съемкой снимали в цехе фон, а станок, на котором работала Таня Морозова, крупным планом снимали в студии на фоне экрана, рирпроекции – проекции на просветный, прозрачный экран. Надо сказать, что Любовь Петровна действовала у станка как заправская ткачиха».
10. В годы ВОВ Григорий Александров занимался кинохроникой, осознавая себя идеологическим бойцом, призванным своим искусством воодушевлять людей, пробуждать ненависть к фашизму и огромную любовь к родной земле. Одной из первых документальных лент 1941-го стал «Боевой киносборник № 1», над которым трудились многие режиссеры и операторы, прошедшие дорогами войны, участвующие в партизанский рейдах, воочию видевших кровь и огонь. Эта картина с успехом демонстрировалась и в тылу, и на передовой. «Винтовка и съемочный аппарат поочередно сменяли друг друга. Нередко мосфильмовцы выходили на строительство оборонительных сооружений, и тогда нашим оружием становилась лопата».
11. В 1943-м Григорий Васильевич снимает драму «Одна семья», но массовый зритель ее не увидел. Документальная сказка о войне «Каспийцы» увидела свет в 1944-м. В этом фильме сочеталась хроника и анимация, куклы, гротеск.
Григорий Александров и Любовь Орлова на съемках фильма «Одна семья»
12. После ВОВ Александров снял еще комедию «Весна» (1947), символизирующую пробуждение человека к открытиям, любви, жажде деятельности. А фразы из кинофильма давно стали крылатыми. «Красота – это страшная сила!»; «Никитина не может покусывать карандаш! Покажем зрителю, что Никитина бережет карандаш как орудие своего производства»; «– А что Вам больше всего во мне нравится? – Жилплощадь!.. Я хотел сказать, глазки!»; «И каждый пень в весенний день березкой снова стать мечтает»; «– Алло, скорая помощь? Помощь… скорая… Белая горячка… Горячка белая… Кто больной? Я больной, Маргарит Львович… пардон, Лев Маргаритыч… Выезжайте моментально…»; «И это ничтожество я почти любила!»; «Средняя пухлость, сексапил номер четыре!»; «Где бы ни работать, только бы не работать!»; «Капитан, капитан, подтянитесь! Только смелым ПОДЧИНЯЮТСЯ моря!»; «Опыты опытами, а в крематорий я всегда успею!»; «Погорел… как швед под Полтавой…»
За оригинальность сюжета «Весны», сочетающей комедию масок и комедию положений, режиссерские импровизации и мастерство оператора, великолепную музыку, фильму была присуждена премия VII Венецианского кинофестиваля (1947).
13. В политическом фильме «Встреча на Эльбе» (1949) прозвучала музыка Шостаковича, впоследствии ставшая гимном мира, она звучала на всех конгрессах, в здании ООН. А сам фильм – о торжестве победы над фашизмом – стал лидером советского кинопроката.
В 1950-м Любовь Орлова и Григорий Александров за этот фильм получили Сталинскую премию.
14. После этой венценосной картины Григорий Васильевич снял еще биографическую драму «Композитор Глинка» (1952), документальный фильм «Великое прощание» (1953), мюзикл «Человек человеку…» (1958), комедию «Русский сувенир» (1960), серию историко-биографических фильмов «Ленин перед Октябрем» (1965) и «Ленин в Швейцарии» (1965), шпионский фильм «Скворец и лира» (1974) и документальный фильм «Любовь Орлова» (1983). Звезды советского экрана тогда уже не было в живых, она скончалась в 1975.
15. После смерти Любови Орловой и своего сына Дугласа от первого брака Александров женился в третий раз на своей невестке Галине Крыловой, манекенщице московского Дома моделей. Внуку, названному в честь деда, было тогда уже 24. Он также связал свою судьбу с кинематографом, окончив операторский факультет ВГИКа.
Григорий Александров с сыном и внуком
Григорий Васильевич и сам тяжело болел, когда снимал фильм о своей большой любви в 1983-м. Он скончался 16 декабря 1983-го от почечной инфекции. Галина Крылова повела себя не очень прилично, не разрешив похоронить супруга в могиле Любови Орловой на Новодевичьем. Его погребли на этом же кладбище неподалеку.
1. Настоящая фамилия Григория Васильевича вовсе не Александров, а Мормоненко. Родился он в 1903-м в Екатеринбурге, в семье горнорабочего. С детских лет познал тяжесть физического труда. В 1912-м мальчик работал в городском театре и рассыльным, и помощником бутафора, и помощником осветителя.
Денег в семье катастрофически не хватало, а отец мечтал, чтобы его дети выбились в люди, получили хорошее образование. И только Октябрьский переворот позволил простой молодежи выучиться. В 1917-м он окончил Екатеринбургскую музыкальную школу. А когда в городе открылись курсы для режиссеров рабоче-крестьянского театра, Григорий, влюбившийся в сцену, еще будучи на подхвате, не раздумывая поступил туда. Судьба свела его с таким же безродным пареньком Иваном Пырьевым, с которым вместе возрождал художественную самодеятельность в клубе ЧК после изгнания генерала Колчака. По окончании курсов Григория командировали руководить фронтовым театром.
Как писал впоследствии Григорий Васильевич в своих мемуарах: «В этом мчавшемся по дорогам Гражданской войны театре мне довелось осуществить свои первые режиссерские работы. В те времена все было очень просто: ночью писали пьесу, днем ее ставили, вечером играли спектакль». Возвратившись в Екатеринбург в 1920-м, Григорий с Пырьев организуют детский театр. Но при огромной жажде деятельности у друзей недостаточно было образования, мало знаний классической литературы, но главное – желание совершенствоваться, идти вперед, увлекая за собой других, присутствовало.
2. Как и вся молодежь того времени, Григорий и Иван мечтали о истинно народном революционном театре, и, когда в Екатеринбурге возник ХЛАМ (клуб, объединивший художников, литераторов, артистов и музыкантов), друзья стали его завсегдатаями, приобретая славу не всегда положительную, пробовали сами сочинять. А однажды поставили истинно революционную пьесу В.В. Маяковского «Мистерия-буфф» (режиссером был наш покорный слуга Григорий Васильевич). Спектакль был неодобрительно встречен критикой, но его участники стали узнаваемыми людьми в городе. И когда в губнаробразе Екатеринбурга организовался театральный отдел, будущий классик кино получил должность инструктора.
3. Судьбоносные гастроли труппы МХАТа определили всю дальнейшую жизнь Пырьева и Мормоненко. Они решили учиться театральному искусству профессионально. Прибыв в столицу, друзья долго не могли определиться с театром, такое их было невероятно количество. «Мы метались среди множества различных «течений» и «направлений», держали приемные экзамены всюду, где бы они ни объявлялись: в Камерный театр, в Театр революции, 1-ю студию Художественного театра, во 2-ю студию, в Грибоедовскую студию, в Пушкинскую студию, в Поленовскую студию… Увидев в театре «Пролеткульта» спектакль «Мексиканец», мы наконец сделали свой окончательный выбор. Правда, предстояло еще выдержать экзамен. В конце концов, мы своего добились. Из 600 претендентов было отобрано шесть. В их числе и мы с Пырьевым».
4. В этом театре Григорий познакомился с Сергеем Эйнзештейном, который поразил молодого человека своими энциклопедическими знаниями, свободным владением английским, французским и немецким языками. В 1924-м Григорий стал ассистентом режиссера по историко-революционному фильму «Стачка», в 1925-м «Броненосцу «Потемкин»», а в 1929-м эпопее-агитки «Старое и новое». К слову сказать, в драме «Стачка» Александрову принадлежит роль мастера, а в военном фильме «Броненосец «Потемкин» он сыграл лейтенанта Гиляровского.
В 1929-м Григорий и Сергей уезжают в Голливуд по приглашению американского киногиганта «Парамаунт». В то время Голливуд широко отмечал 30-летний юбилей. Друзья побывали в гостях у Уолта Диснея, познакомились с Чарли Чаплином. В 1930-м их путь лежал в Мексику, где Александров пробует свои силы в режиссуре, снимая фильм «Да здравствует Мексика!» (окончательно оформившийся только в 1979-м). А по возвращении в СССР в 1932-м снял по заказу вождя «Интернационал», прославляющий Сталина и его великие деяния.
Григорий Александров (слева) и Сергей Эйзенштейн (справа) в Штатах
5. В 1934-м Александров снял «Веселых ребят». Это была первая советская звуковая кинокомедия и сбывшаяся мечта самого режиссера, соединившего в этом жанре откровенную гиперболизацию, гротеск, буффонаду, лирику. А главным лейтмотивом картины была мысль о том, что советская власть открыла все пути в большое искусство талантам из народа. На Международном кинофестивале в Венеции (1934) Александров был удостоен гран-при за лучшую режиссуру.
6. Первой женой Григория Александрова была Ольга Иванова, солистка ансамбля «Синяя блуза». У супругов в 1925-м родился сын Дуглас (Василий), который пошел по стопам отца, окончив сценарное отделение ВГИКа, в 1952-м был обвинен в антисоветской деятельности, год сидел в Бутырской тюрьме. Скончался после второго инфаркта в 1978-м. Когда он Григорий Васильевич вернулся из загранкомандировки, то узнал, что супруга ему изменила с актером Борисом Тениным… Они расстались. Второй женой Григория Васильевича была звезда советского кинематографа Любовь Орлова, она снялась во всех его фильмах. Детей в этом браке не было.
7. В 1936-м зрители увидели музыкальную комедию «Цирк» и встретили ее на ура. В 1937-м фильм получил признание во Франции, награжден Высшей премией на Международной выставке в Париже, а в 1941-м режиссер Александров, композитор Исаак Дунаевский и актриса Любовь Орлова были удостоены Сталинской (Государственной) премии.
8. Настоящий фурор произвела комедия «»Волга-Волга» (1938), соединившая элементы джаза и трюковые эффекты, высмеивающая бюрократический стиль руководства и бескультурье, скрывающееся за маской солидной должности: «Я не могу заниматься каждой балалайкой в отдельности»; «Владея музыкальной культурой и лично зная товарища Шульберта...»; «Закройте дверь!»; «Очистите палубу!»; «Прекратите безобразие!»
9. В 1940-м на экраны вышел мюзикл «Светлый путь». «Взявшись за показ нового в советской действительности, мы стремились в техническом отношении быть новаторами-энтузиастами. Пленка у нас была слабая. На этом пути мы испытывали много трудностей, а в текстильных цехах, где приходилось снимать, было не очень-то светло. Поэтому широко использовали новый по тем временам технический прием: замедленной съемкой снимали в цехе фон, а станок, на котором работала Таня Морозова, крупным планом снимали в студии на фоне экрана, рирпроекции – проекции на просветный, прозрачный экран. Надо сказать, что Любовь Петровна действовала у станка как заправская ткачиха».
10. В годы ВОВ Григорий Александров занимался кинохроникой, осознавая себя идеологическим бойцом, призванным своим искусством воодушевлять людей, пробуждать ненависть к фашизму и огромную любовь к родной земле. Одной из первых документальных лент 1941-го стал «Боевой киносборник № 1», над которым трудились многие режиссеры и операторы, прошедшие дорогами войны, участвующие в партизанский рейдах, воочию видевших кровь и огонь. Эта картина с успехом демонстрировалась и в тылу, и на передовой. «Винтовка и съемочный аппарат поочередно сменяли друг друга. Нередко мосфильмовцы выходили на строительство оборонительных сооружений, и тогда нашим оружием становилась лопата».
11. В 1943-м Григорий Васильевич снимает драму «Одна семья», но массовый зритель ее не увидел. Документальная сказка о войне «Каспийцы» увидела свет в 1944-м. В этом фильме сочеталась хроника и анимация, куклы, гротеск.
Григорий Александров и Любовь Орлова на съемках фильма «Одна семья»
12. После ВОВ Александров снял еще комедию «Весна» (1947), символизирующую пробуждение человека к открытиям, любви, жажде деятельности. А фразы из кинофильма давно стали крылатыми. «Красота – это страшная сила!»; «Никитина не может покусывать карандаш! Покажем зрителю, что Никитина бережет карандаш как орудие своего производства»; «– А что Вам больше всего во мне нравится? – Жилплощадь!.. Я хотел сказать, глазки!»; «И каждый пень в весенний день березкой снова стать мечтает»; «– Алло, скорая помощь? Помощь… скорая… Белая горячка… Горячка белая… Кто больной? Я больной, Маргарит Львович… пардон, Лев Маргаритыч… Выезжайте моментально…»; «И это ничтожество я почти любила!»; «Средняя пухлость, сексапил номер четыре!»; «Где бы ни работать, только бы не работать!»; «Капитан, капитан, подтянитесь! Только смелым ПОДЧИНЯЮТСЯ моря!»; «Опыты опытами, а в крематорий я всегда успею!»; «Погорел… как швед под Полтавой…»
За оригинальность сюжета «Весны», сочетающей комедию масок и комедию положений, режиссерские импровизации и мастерство оператора, великолепную музыку, фильму была присуждена премия VII Венецианского кинофестиваля (1947).
13. В политическом фильме «Встреча на Эльбе» (1949) прозвучала музыка Шостаковича, впоследствии ставшая гимном мира, она звучала на всех конгрессах, в здании ООН. А сам фильм – о торжестве победы над фашизмом – стал лидером советского кинопроката.
В 1950-м Любовь Орлова и Григорий Александров за этот фильм получили Сталинскую премию.
14. После этой венценосной картины Григорий Васильевич снял еще биографическую драму «Композитор Глинка» (1952), документальный фильм «Великое прощание» (1953), мюзикл «Человек человеку…» (1958), комедию «Русский сувенир» (1960), серию историко-биографических фильмов «Ленин перед Октябрем» (1965) и «Ленин в Швейцарии» (1965), шпионский фильм «Скворец и лира» (1974) и документальный фильм «Любовь Орлова» (1983). Звезды советского экрана тогда уже не было в живых, она скончалась в 1975.
15. После смерти Любови Орловой и своего сына Дугласа от первого брака Александров женился в третий раз на своей невестке Галине Крыловой, манекенщице московского Дома моделей. Внуку, названному в честь деда, было тогда уже 24. Он также связал свою судьбу с кинематографом, окончив операторский факультет ВГИКа.
Григорий Александров с сыном и внуком
Григорий Васильевич и сам тяжело болел, когда снимал фильм о своей большой любви в 1983-м. Он скончался 16 декабря 1983-го от почечной инфекции. Галина Крылова повела себя не очень прилично, не разрешив похоронить супруга в могиле Любови Орловой на Новодевичьем. Его погребли на этом же кладбище неподалеку.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
0
Талантливый человек. Последняя супруга-дура.
- ↓