Маски Александра Ширвиндта
19 июля актер, писатель, преподаватель, режиссер и руководитель Театра Сатиры Александр Анатольевич Ширвиндт отметил день рождения. В сознании миллионов зрителей этот артист ассоциируется с донжуаном, искрометным остроумцем.
Стоит только произнести его фамилию, как ясно представляешь себе вальяжного человека с бархатным баритоном, ироничного с некоторым оттенком флегматичности. Но это только на первый взгляд. Неслучайно в театральных кругах Ширвиндта окрестили Маской. О перевоплощениях на сцене и в жизни читайте далее.
Фамилия Александр Ширвиндт родился в семье скрипача Большого театра и актрисы МХАТа. В их доме часто бывали известные актеры и музыканты середины ХХ века: Ростислав Плятт, Рина Зеленая, Леонид Утесов… С ранних лет Александр грезил театром и хотел стать актером. Однако родители не то чтобы препятствовали ему в его стараниях, но пытались переключить его внимание на музыку. Каждый раз, когда Ширвиндт- старший появлялся со скрипкой и умолял сына заняться гаммами, Саша сбегал с «уроков». Еще одним камнем преткновения на пути к Мельпомене стала фамилия. «Куда ты в артисты идешь с такой фамилией, кто это выговорит?» — говорили Александру. Но тот все же рискнул и с первого раза поступил в Театральное училище имени Щукина. Правда, из-за фамилии он все же пострадал. Его исключили из института в 53-м, когда были массовые аресты по «делу врачей», а его родственники по линии отца были таковыми. Правда, все обошлось, и Александра восстановили. Но один раз ему все же пришлось «сменить» фамилию. В 1956 году его пригласили ведущим в программу «Москва с точки зрения...». Вместе с актрисой Некрасовой Александр должен был водить зрителей по столице. «С такой фамилией — это утопия», — произнес роковые слова режиссер. Так Ширвиндт ненадолго стал Ветровым, позаимствовав фамилию друзей, у которых скрывался во время ареста своих родственников.
Происхождение фамилии топонимическое – от названия местечка в Виленской губернии Ширвинты (кстати, известно, что дед Александра — Густав (Гдалья) Моисеевич Ширвиндт — родом из Вильно). Также артист разузнал, что в Прибалтике был такой город, который немцы уничтожили во время Второй мировой войны. Об этом городе Александр Анатольевич написал книгу «SHIRWINDT, стертый с лица земли».
Когда Ширвиндт учился в школе, его фамилию всегда искажали. Даже в грамотах, которые пионер Шура Ширвиндт получал за успехи в общественной работе, было порой написано «Шервенуто», «Шервант» и даже «Сервал». Может быть, поэтому так удачно Александру комичное амплуа.
От капустников к эстраде
Школьная самодеятельность проявилась и в годы студенчества, и в большой работе на сцене. В 1956 году Ширвиндт устроился на работу в «Ленком». Он блистательно сыграл Тригорина в Чеховской «Чайке», Людовика в Булгаковском «Мольере», запомнились его Феликс и кинорежиссер Нечаев по пьесам Радзинского «104 страницы про любовь» и «Снимается кино».Роль Тригорина в «Чайке» А.П. ЧеховаРоль Феликса в пьесе «104 страницы про любовь» Э. Радзинского
В этом театре совместно с другими юмористами, такими как Г. Горин и А. Арканов, он участвует в «капустниках» и пишет сценарии номеров. Именно он придумал первых «бабушек» Веронику Маврикиевну и Авдотью Никитичну. Эти навыки пригодились Ширвиндту, когда он выступал с эстрадными номерами в дуэте с Державиным, Винокуром и Олейниковым. Всего на сцене Театра имени Ленинского комсомола им сыграно более 30 ролей.В 1968 году Александр Анатольевич перешел на сцену Московского драматического театра, где играл в спектаклях «Счастливые дни несчастливого человека», «Ромео и Джульетта», а в 1970-м В. Плучек пригласил его в Театр Сатиры на роль Альмавивы «Женитьбе Фигаро» Бомарше. С тех пор этот спектакль собирает полные залы, где бы его ни ставили.С «Женитьбой Фигаро» связаны и печальные воспоминания: на руках у Ширвиндта-Альмавивы умер близкий друг и талантливый актер Андрей Миронов. В Театре Сатиры Александр Анатольевич работал и актером, и режиссером, и сценаристом. В 2000 году Ширвиндт становится его худруком.КиноролиАлександр Ширвиндт снялся во множестве советских фильмов. Он запомнился в музыкальной комедии Наума Бирмана «Трое в лодке не считая собаки». Его остроумные фразы-импровизации давно стали «крылатыми»: «Все в сад!», «Так… пора сматывать удочки», «Хорошие у меня дети. Глупые, но хорошие», «Бифштекса не будет. Будут блинчики».Отдельное место в творческой биографии актера занимают Рязановские фильмы. Именно с появления в кадре Александра Ширвиндта начинается одна из самых популярных «новогодних» лент – «Ирония судьбы, или С легким паром».
В картине «Вокзал для двоих» он сыграл пианиста Шурика из ресторана. Реплика его героя: «Какая кухня, такая и песня» — после премьеры фильма стала афоризмом.Роман длиною в жизньВо многом благодаря ролям в кино («Самая обаятельная и привлекательная», «Бабник) за Александром Ширвиндтом закрепился образ ловеласа. Если пытаться найти роли, наиболее полно отражающие характер и манеру поведения Ширвиндта, то, наверное, это будет золотая середина между итальянским «синьором из общества» из «Миллиона в брачной корзине» (лукавый, импульсивный, изобретательный, остроумный) и невозмутимым британцем в «Трое в лодке, не считая собаки».«Миллион в брачной корзине»
Этакий покоритель женских сердец, импозантный красавец-мужчина, галантный джентльмен, интеллигентный… Какая женщина устоит?.. Однако то, что приписывают ему поклонницы и народная молва, только еще одно свидетельство его гениальности. На самом деле Александр Анатольевич – прекрасный семьянин, счастливо женат уже более 50 лет на Наталье Белоусовой, имеет взрослого сына Михаила, внука и внучку.В театральных кругах у Александра Ширвиндта есть прозвище – Маска. Какую бы смешную роль он ни играл, он никогда не теряет самообладания. Все вокруг могут ухохатываться, только Ширвиндт играет на полном серьезе. Маска выручает его и на сцене, и в жизни.Любимец публики всех поколений в начале 2013 года издал книгу «Проходные дворы биографии», страницы которой знакомят с эпохой Ширвиндта, открывают нам Александра Анатольевича с новой стороны.
Стоит только произнести его фамилию, как ясно представляешь себе вальяжного человека с бархатным баритоном, ироничного с некоторым оттенком флегматичности. Но это только на первый взгляд. Неслучайно в театральных кругах Ширвиндта окрестили Маской. О перевоплощениях на сцене и в жизни читайте далее.
От капустников к эстраде
Школьная самодеятельность проявилась и в годы студенчества, и в большой работе на сцене. В 1956 году Ширвиндт устроился на работу в «Ленком». Он блистательно сыграл Тригорина в Чеховской «Чайке», Людовика в Булгаковском «Мольере», запомнились его Феликс и кинорежиссер Нечаев по пьесам Радзинского «104 страницы про любовь» и «Снимается кино».Роль Тригорина в «Чайке» А.П. ЧеховаРоль Феликса в пьесе «104 страницы про любовь» Э. Радзинского
В этом театре совместно с другими юмористами, такими как Г. Горин и А. Арканов, он участвует в «капустниках» и пишет сценарии номеров. Именно он придумал первых «бабушек» Веронику Маврикиевну и Авдотью Никитичну. Эти навыки пригодились Ширвиндту, когда он выступал с эстрадными номерами в дуэте с Державиным, Винокуром и Олейниковым. Всего на сцене Театра имени Ленинского комсомола им сыграно более 30 ролей.В 1968 году Александр Анатольевич перешел на сцену Московского драматического театра, где играл в спектаклях «Счастливые дни несчастливого человека», «Ромео и Джульетта», а в 1970-м В. Плучек пригласил его в Театр Сатиры на роль Альмавивы «Женитьбе Фигаро» Бомарше. С тех пор этот спектакль собирает полные залы, где бы его ни ставили.С «Женитьбой Фигаро» связаны и печальные воспоминания: на руках у Ширвиндта-Альмавивы умер близкий друг и талантливый актер Андрей Миронов. В Театре Сатиры Александр Анатольевич работал и актером, и режиссером, и сценаристом. В 2000 году Ширвиндт становится его худруком.КиноролиАлександр Ширвиндт снялся во множестве советских фильмов. Он запомнился в музыкальной комедии Наума Бирмана «Трое в лодке не считая собаки». Его остроумные фразы-импровизации давно стали «крылатыми»: «Все в сад!», «Так… пора сматывать удочки», «Хорошие у меня дети. Глупые, но хорошие», «Бифштекса не будет. Будут блинчики».Отдельное место в творческой биографии актера занимают Рязановские фильмы. Именно с появления в кадре Александра Ширвиндта начинается одна из самых популярных «новогодних» лент – «Ирония судьбы, или С легким паром».
Этакий покоритель женских сердец, импозантный красавец-мужчина, галантный джентльмен, интеллигентный… Какая женщина устоит?.. Однако то, что приписывают ему поклонницы и народная молва, только еще одно свидетельство его гениальности. На самом деле Александр Анатольевич – прекрасный семьянин, счастливо женат уже более 50 лет на Наталье Белоусовой, имеет взрослого сына Михаила, внука и внучку.В театральных кругах у Александра Ширвиндта есть прозвище – Маска. Какую бы смешную роль он ни играл, он никогда не теряет самообладания. Все вокруг могут ухохатываться, только Ширвиндт играет на полном серьезе. Маска выручает его и на сцене, и в жизни.Любимец публики всех поколений в начале 2013 года издал книгу «Проходные дворы биографии», страницы которой знакомят с эпохой Ширвиндта, открывают нам Александра Анатольевича с новой стороны.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.