Противоречивые образы Алексея Баталова

Алексея Баталова зрительницы в СССР обожали. Мягкие, интеллигентные манеры, симпатичная внешность, приятный голос… И удивительно разные персонажи, так что у каждой зрительницы был свой любимый Баталов.


Борис, «Летят журавли», 1957

Эта роль сделала Баталова звездой, и не только советского масштаба. Фильм получил главный приз «Каннского фестиваля». Конечно, основное внимание получила Татьяна Самойлова, исполнительница главной роли. Но и её погибший возлюбленный Борис вызывал горячее сочувствие.

Московский интеллигент Борис — нечто вроде советской версии безупречного рыцаря в каждой своей детали. Он оставляет невесте подарок, в котором спрятана записка — её, как в романтических историях, найдут случайно через много лет. Он заступается за честь дамы сердца, даже когда она выходит за другого. Он спешит на поле боя, несмотря на бронь, потому что его собственная честь не позволяет ему поступить иначе. А после безутешная возлюбленная много лет, словно в балладах, хранит верность его памяти.



Кадр из фильма «Летят журавли».


Кадр из фильма «Летят журавли».

Кадр из фильма «Летят журавли».

Гусев, «Девять дней одного года», 1962

Современному зрителю трудно понять, почему одержимый физик сводил женщин СССР с ума, почему эта роль сделала Баталова самым популярным актёром года в Советском Союзе. Но в шестидесятые советский народ грезил физикой, будущим, космосом, атомом. Гусев в исполнении Баталова был идеальным героем своего времени.

История, показанная в девяти разных днях одного года, может показаться классическим любовным треугольником. Вот только третий угол здесь не человек, как сначала покажется, а то ли наука, то ли смерть. Хотя есть ли между ними разница после определённой границы? Гусев одержим желанием закончить эксперимент своего учителя, совершить прорыв в атомной физике. А в результате делает астрофизическое открытие, которое его совсем не интересует, и получает смертельную дозу облучения.
Несмотря на мягкие интонации, Гусев держится очень холодно, жёстко, он почти безжалостен к себе и другим. И всё же перед лицом почти неизбежной смерти вспоминает о дружбе и любви. Кстати, его друга играет Смоктуновский, а жену — Ларионова. Трио великого таланта.
Что могло привлечь советских женщин в этом ледяном интеллектуале? Почему им так хотелось оказаться на месте Лёли, готовой пожертвовать наукой ради того, кто не понимает жертв не для науки? Загадка.
Надо сказать, роль Баталов мог и не получить. Когда Ромм попробовал с ним поговорить, выяснилось, что Алексей совершенно к физике равнодушен, и это до глубины души режиссёра возмутило. И всё же именно Баталов оказался идеальным вариантом. Во время съёмок актёр страдал от тяжёлой болезни глаз. Яркое освещение не давало ему работать, и специально под Баталова добыли светочувствительную плёнку. Переживания из-за болезни добавили трагизма, какого-то мрачного предчувствия в игру актёра. Сначала режиссёр именно этого и хотел избежать, но результат очень понравился зрителю.

Кадр из фильма «Девять дней одного года».

Кадр из фильма «Девять дней одного года».

Афиша фильма «Девять дней одного года».

Тибул, «Три толстяка», 1966

Весёлый и отважный канатоходец для Баталова был ролью мечты. Чтобы исполнить мечту, актёр сам экранизовал Олешу. Проблема была в том, что Баталов мало походил на Тибула внешне, да и высоты боялся страшно. Ходить по канату специально для фильма его учила жена, цирковая артистка Гитана Леонтенко. Сначала натягивала верёвку совсем невысоко, потом выше, выше, выше, и Алексей сам не заметил, как смог действительно ходить над площадью.

А что касается внешности… В искусстве есть место условности. Тибул стал старше, и с «американским негром», как написано в сказке, его нельзя было спутать ни при каких обстоятельствах. Характер у циркача тоже изменился. Теперь он стал, пожалуй, больше старшим братом, чем революционером. Чуть насмешливый, добрый, очень заботливый и всегда способный поддержать во время сальто. На этот раз в Баталова влюбились зрительницы совсем другой возрастной категории — бесчисленные девочки. Некоторые даже всерьёз, с мечтами о замужестве.

Кадр из фильма «Три толстяка».

Кадр из фильма «Три толстяка».

Кадр из фильма «Три толстяка».

Голубков, «Бег», 1970

Мягкий, почти нерешительный, ни на что по сути не влияющий, но бесконечно добрый и честный. Голубков — маленький человек, которого так по-русски глаз автора выхватывает на фоне огромной трагедии. Как ни странно, именно этот маленький человечек кажется самым надёжным из возможных спутников во время беды. Он не предаст доверия, не нападёт, пользуясь чужой слабостью. Он остаётся собой при любых обстоятельствах. Голубкову действительно сочувствуешь, особенно в самом конце фильма, когда понимаешь, что он не просто скачет верхом — он спешит навстречу собственной смерти, ещё не понимая этого.

Кадр из фильма «Бег».

Кадр из фильма «Бег».

Кадр из фильма «Бег».

Гоша, он же Гога, «Москва слезам не верит», 1979

Гога появляется в жизни главной героини сразу с хамскими фразами. Потом хамит ещё немного, устраивает демонстративный запой, понтуется тем, что от его капризов зависят светила науки и, наконец, въезжает в жизнь героини. Баталов замечательно передал вальяжные, покровительственные интонации такого типа мужчин и… Оказался в изумлении, обнаружив, что Гога стал мечтой для многих женщин.
«Я прекрасно понимал, что Гоша нужен был авторам фильма, чтобы завершить двухсерийные страдания несчастной женщины. Но в третьей серии он мог ударить ее бутылкой по голове… А почему нет? Гоша от первой жены ушел, пристает к незнакомой женщине в электричке, пьет, дерется».
Увы, то ли обаяние актёра оказалось выше его огромного таланта, то ли очень уж тяготеют российские женщины к плохим парням, но Гогу до сих пор многие из зрительниц считают идеалом мужчины.

Кадр из фильма «Москва слезам не верит».

Кадр из фильма «Мрсква слезам не верит».

Кадр из фильма «Москва слезам не верит».
« Курортный роман Андрея Кончаловского и Юлии...
Звёзды, связанные с криминальным миром »
  • +21

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

0
«Девять дней одного года» ну никак там не Ларионова! Играет там не менее талантливая и красивая Татьяна ЛАВРОВА.
+1
Начиная с «Дела Румянцева», Баталов — актёр одной роли, одного психологического типа, умеющего придавать лицу выражение глубокой задумчивости, глубокомыслия, он хорошо справлялся с заданиями режиссеров, сыграть честных, романтичных, немного робких СОВЕТСКИХ парней. Как показали многочисленные интервью после 1991 года, Баталов презирал всё советское, говорил об советском всегда, как человек, который ничего не понял в произошедшем, что к власти пришли все те вороватые и подловатые людишки, против которых он выступал в фильмах. Он предал и Гошу, простого честного, работящего советского парня. Теперь его родственники дерутся из-за наследства. Так и должно быть.
+1
Замечательный артист. Очень люблю фильм " Дама с собачкой".Там он прекрасно играл с И. Савиной.
+1
Чтобы про Баталова не говорили он был и есть классный актёр
+1
Девять дней одного года — жена это актриса Татьяна Лаврова а не не менее блистательная Алла Лариса о-ва.